АвторСообщение
Познающая мир и людей




Сообщение: 322
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Россия, Россошь
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.07 11:10. Заголовок: Святые отцы о Боге, о вере, о спасении и жизни


Цитаты, слова, которые когда-то стали настоящим откровением, перевернули мировоззрение или , как говорят, запали в душу.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 36 , стр: 1 2 All [только новые]







Сообщение: 650
Настроение: Слава Богу за всё и за скорбь и за радость!
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.07 11:17. Заголовок: Очень хорошо. Помоги..


Очень хорошо.
Помоги Господи!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Познающая мир и людей




Сообщение: 323
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Россия, Россошь
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.07 11:25. Заголовок: "Если опечалишьс..


"Если опечалишься о грехах или умилишься, или прослезишься, или воздохнешь, воздыхание твое не утаится от Него: "Не таится от Него,- говорит св. Симеон,- капля слезная, ни капли часть некая." А св. Златоуст говорит: "Если посетуешь только о грехах, то примет Он это для твоего спасения.""- преподобный Моисей (Путилов)

"Когда нападет гордость, скажи себе: "Чудачка ходит.""- преподобный Амвросий (Гренков)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Познающая мир и людей




Сообщение: 324
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Россия, Россошь
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.07 11:26. Заголовок: Спаси Господи, Батюш..


Спаси Господи, Батюшка!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 657
Настроение: Слава Богу за всё и за скорбь и за радость!
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.07 13:20. Заголовок: Не могу дословно вос..


Не могу дословно воспроизвести.
Прочитал и отложилось. ПРп. Силуан Афонский говорил, "Нет людей плохих или хороших, есть те кто ведает Бога и есть те кто не ведают"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Познающая мир и людей




Сообщение: 339
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Россия, Россошь
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.07 13:28. Заголовок: Я вот дословно смогу..


Я вот дословно смогу, в ежеднивник дословно переписала,а вот чьи слова...
"Злое утаивать надо, чтобы никого не замарать. Доброе утаивать надо, чтобы не расплескать. Скрывание душой своего зла иногда бывает духовной необходимостью, скрывание своего добра всегда бывает мудростью и праведностью."

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 659
Настроение: Слава Богу за всё и за скорбь и за радость!
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.07 13:35. Заголовок: Фаина Архиепископ И..


Фаина
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) сказал эти слова

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Познающая мир и людей




Сообщение: 340
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Россия, Россошь
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.07 14:23. Заголовок: Спаси Господи! щас з..


Спаси Господи! щас запишу

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 663
Настроение: Слава Богу за всё и за скорбь и за радость!
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.07 14:30. Заголовок: пиши :sm1: ..


пиши

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Архивариус




Сообщение: 136
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.07 15:28. Заголовок: Ох, какая же хороша..


Ох, какая же хорошая тема, спасибо Фаинушка!
свт. Феофан Затворник
Жажда Бога. Она выражается во всеобщем стремлении ко всесовершенному благу и яснее видна тоже во всеобщем недовольстве ничем тварным. Что означает это недовольство? То, что ничто тварное удовлетворить духа нашего не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда достигает сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может.
http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=658&cid=6#p5


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Познающая мир и людей




Сообщение: 346
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Россия, Россошь
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.07 15:48. Заголовок: Александр, Спаси Гос..


Александр, Спаси Господи! Это не я это мой Ангел Хранитель нашептал...а Батюшка название подкорректировал...
как правильно Вы привели...вне Бога покоя никогда не будет!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Архивариус




Сообщение: 137
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.07 16:10. Заголовок: Фаина пишет: Алекса..


Фаина пишет:

 цитата:
Александр, Спаси Господи! Это не я это мой Ангел Хранитель нашептал...а Батюшка название подкорректировал...


Храни своего Ангела Хранителя, Он у тебя хороший!
Фаина пишет:

 цитата:
вне Бога покоя никогда не будет!


Во истину, во истину так!
И покаяние можно узрить и в обычном слове, в его тоне и духе, а не только на исповеди, которая вне всякого сомнения самая важная часть нашего Причастия.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Познающая мир и людей




Сообщение: 349
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Россия, Россошь
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.07 16:45. Заголовок: Вот от этих строк мн..


Вот от этих строк мне веет таким покоем, таким умиротворением, что хочется расплакаться от счастья.
“От Меня это было”
Духовное завещание преподобного Серафима Вырицкого


Думала ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя,
касается и Меня? ибо касающееся тебя
касается зеницы ока Моего.
Ты дорога в очах моих, многоценна,
и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня
составляет особую отраду воспитывать тебя.
Когда искушения на тебя и враг придет, как река,
Я хочу, чтобы ты знала, что
От Меня это было.

Что твоя немощь нуждается в Моей силе
и что безопасность твоя заключается в том,
чтобы дать Мне возможность защитить тебя.
Находишься ли ты в трудных обстоятельствах,
среди людей, которые тебя не понимают,
не считаются с тем, что тебе приятно,
которые отстраняют тебя, —
От меня это было.

Я— Бог твой, располагающий обстоятельствами,
и не случайно ты оказалась на своем месте,
это то самое место, которое Я тебе назначил.
Не просила ли ты, чтобы Я научил тебя смирению?
И вот Я поставил тебя в ту именно среду,
в ту школу, где этот урок изучается.
Твоя среда и живущие с тобою только выполняют
Мою волю. Находишься ли ты в денежном затруднении,
трудно тебе сводить концы с концами, знай, что
От Меня это было.

Ибо Я располагаю твоими средствами и хочу, чтобы
ты прибегала ко Мне и знала бы, что ты в зависимости
от Меня. Мои запасы неистощимы. Я хочу, чтобы
ты убеждалась в верности Моей и Моих обетовании.
Да не будет того, чтобы тебе могли сказать
в нужде твоей: “Ты не верь Господу Богу твоему”.
Переживала ли ты ночь в скорби?
Ты разлучена с близкими и дорогими сердцу твоему, —
От Меня это послано тебе.

Я — муж скорбей, изведавший болезни,
Я допустил это, чтобы ты обратилась ко Мне
и во Мне могла найти утешение вечное.
Обманулась ли ты в друге своем, в ком-нибудь,
кому ты открывала сердце свое, —
От Меня это было.

Я допустил этому разочарованию коснуться тебя,
чтобы познала ты, что лучший твой друг есть Господь.
Я хочу, чтобы ты все приносила ко Мне и говорила Мне.
Наклеветал ли кто на тебя, предоставь это Мне,
и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душею твоею,
чтобы укрыться от пререкания языков,
Я выведу как свет правду твою
и судьбу твою, яко полудне.
Разрушились планы твои, поникла ты душею
и устала —
От меня это было.

Ты создавала себе план, имела свои намерения,
ты и принесла их Мне, чтобы Я благословил их.
Но Я хочу, чтобы ты предоставила Мне
распоряжаться и руководить обстоятельствами
жизни твоей, так как ты — только орудие,
а не действующее лицо.
Постигли ли тебя нежданные неудачи житейские,
и уныние охватило сердце твое, знай —
От меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы сердце твое и душа твоя
были всегда пламенеющими пред очами Моими,
и побеждали бы именем Моим всякое малодушие.
Не получаешь ты долго известий от близких,
дорогих тебе людей,
по малодушию твоему и маловерию
впадаешь в ропот и отчаяние, знай —
От меня это было.

Ибо этим томлением духа твоего испытую Я
крепость веры твоей в непреложность обетований
и силу дерзновения твоей молитвы о сих близких твоих,
ибо не ты ли возлагала заботы о них
на Мою промыслительную любовь?
Не ты ли и ныне вручаешь их
Покрову Пречистыя Матери Моея?
Постигла ли тебя тяжкая болезнь,
временная или неисцелимая,
и ты оказалась прикованной к одру твоему —
От меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы познала ты еще глубже Меня
в немощах твоих телесных и не роптала бы за сие
ниспосылаемое тебе испытание,
и чтобы ты не старалась проникнуть в Мои планы
спасения душ человеческих различными путями,
а безропотно и покорно преклонила бы главу твою
под благость Мою о тебе.
Мечтала ли ты сотворить какое-либо
особенное дело для Меня
и вместо этого сама слегла на одр болезни и немощи —
От Меня это было.

Ибо тогда ты была бы погружена в дела свои,
и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе,
а Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям и
урокам Моим, чтобы ты была на службе у Меня.
Я хочу научить тебя сознавать, что ты - ничто без Меня.
Некоторые из лучших сынов Моих суть те,
которые отрезаны от живой деятельности,
чтобы им научиться
владеть оружием непрестанной молитвы.

Призвана ли ты неожиданно занять трудное и
ответственное положение, полагаясь на Меня.
Я вверяю тебе эти трудности,
и за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих,
на всех путях твоих, во всем
Руководителем и Наставником твоим будет Господь твой.
В сей день в руки твои, дитя Мое,
дал Я этот сосуд освященного елея,
пользуйся им свободно.

Помни всегда, что каждое возникающее затруднение,
каждое оскорбляющее тебя слово, каждая напраслина и осуждение,
каждая помеха в твоей работе,
которая могла бы вызвать чувство досады, разочарования,
каждое откровение немощи и неспособности твоей
будет помазано этим елеем -
От Меня это было.

Помни, что всякая помеха есть Божие наставление,
и потому положи в сердце свое слово,
которое Я объявил тебе в сей день —
От Меня это было.

Храни их, знай и помни — всегда, где бы ты ни была,
что всякое жало притупится, когда ты научишься
во всем видеть Меня.
Все послано Мною для совершенствования души твоей, -
все от Меня это было.

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Архивариус




Сообщение: 142
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.07 23:02. Заголовок: Пред преподобным Сер..


Пред преподобным Серафимом смолкают уста, потому, что лучшего сказать не могут. Но вот что удивительно, так это то, что и протестанты на это слово преподобного ссылаются, и сектанты пальцем на его строки указывают…
Преподобный Серафиме, моли Бога и о нас грешных!


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Познающая мир и людей




Сообщение: 360
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Россия, Россошь
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.07 08:06. Заголовок: Они много на что ссы..


Они много на что ссылаются
Храни Вас Господь, Александр!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Архивариус




Сообщение: 146
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.07 10:15. Заголовок: Фаина пишет: Они мн..


Фаина пишет:

 цитата:
Они много на что ссылаются


Имею ввиду, что признают, хотя в остальном противятся, и за то, что признают святых наших хотя бы в этом слава Господу и святым Его!
А если откроется им вся духовная благодатиь святых наших, то кто из них в сектах останется, верую дорогая, ни одного! А пока они в немощах более чем мы, и Свет Христовой истины и Любви не может коснутся их в совершенстве, потому, что они сами отвергают любовь святых наших.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Познающая мир и людей




Сообщение: 365
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Россия, Россошь
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.07 10:59. Заголовок: для меня это больная..


для меня это больная тема остается только молиться за их вразумление, чтобы Господь открыл им очи сердечные!

продолжим?
Советы преподобного Анатолия (Зерцалова)-
...Сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, непременно получит.

Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же, что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка... и гадят.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Труженица




Сообщение: 108
Зарегистрирован: 20.11.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.07 11:29. Заголовок: Фаина Истинно. И дл..


Фаина
Истинно. И для многих из нас поучительно.
А Св. преподобного Серафима Вырицкого я очень почитаю.
Вот и на аватарке стою около часовенки, где Он погребен.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Архивариус




Сообщение: 148
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.07 11:38. Заголовок: Мариникс пишет: Ист..


Мариникс пишет:

 цитата:
Истинно. И для многих из нас поучительно.
А Св. преподобного Серафима Вырицкого я очень почитаю.
Вот и на аватарке стою около часовенки, где Он погребен.


Знаю, что ездят к преподобному и протестанты и сектанты, ездят тайно, что бы свои по вере не узнали, а мне иногда рассказывают, что ездили. А мне это отрадно, пусть хоть так Господу во святых наших поклонятся.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Познающая мир и людей




Сообщение: 368
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Россия, Россошь
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.07 11:42. Заголовок: Да? :sm15: Марина Н..


Да? Марина Николаевна, а давно это было?
Александр, Слава Богу! Ты прав, пусть хоть так

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Труженица




Сообщение: 109
Зарегистрирован: 20.11.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.07 14:52. Заголовок: Фаина пишет: Да? М..


Фаина пишет:

 цитата:
Да? Марина Николаевна, а давно это было?


Фото это сделано в августе 2004 года.

Александр С пишет:

 цитата:
Знаю, что ездят к преподобному и протестанты и сектанты, ездят тайно, что бы свои по вере не узнали, а мне иногда рассказывают, что ездили. А мне это отрадно, пусть хоть так Господу во святых наших поклонятся.


А главное, есть надежда, что молитвами Св. Прав. Серафима может и к истинной вере придут.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Архивариус




Сообщение: 150
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.07 15:00. Заголовок: Мариникс пишет: А г..


Мариникс пишет:

 цитата:
А главное, есть надежда, что молитвами Св. Прав. Серафима может и к истинной вере придут.


Да. И нашими конечно тоже. Осознавать себя в полноте радисти и блаженства тогда, когдла точно знаешь, что ближний твой погибает не приносит самой полноты этой радости, а только частично.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Познающая мир и людей




Сообщение: 423
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Россия, Россошь
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.07 20:56. Заголовок: -Мы сами увеличиваем..


-Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начинаем роптать.Преподобный Иосиф Оптинский

-Гордость бывает разная. Есть гордость мирская – это мудрование, а есть гордость духовная – это самолюбие...
Преподобный Анатолий (младший) Оптинский

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Познающая мир и людей




Сообщение: 424
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Россия, Россошь
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.07 20:58. Заголовок: -Спасение ваше и пог..


-Спасение ваше и погибель ваша - в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий.

-Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит все.

Преподобный Никон Оптинский

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Архивариус




Сообщение: 192
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.07 11:01. Заголовок: Святитель Василий В..


Святитель Василий Великий.
Несмысленному, как сказано в Писании, вопросившему о мудрости, мудрость вменится (Притч.17,28), а вопрашение мудрого, кажется, умудряет и несмысленнаго. Ибо я становлюсь сведущее и рассудительнее самого себя, из самого вопроса научаясь многому, чего прежде не знал. ЗАБОТА ОБ ОТВЕТЕ ДЕЛАЕТСЯ ДЛЯ МЕНЯ УЧИТЕЛЕМ. По истине и ныне, никогда не озабоченный предметами твоих вопросов, я принужден рассмотреть оныя с точностью, и привести на память, аще что слышал от старейших, и от себя примыслить согласное с тем, чему я учился.
16.И так вникай в Писание с точностью, и в нем самом обрящеши разрешение вопроса.
http://troparion.narod.ru/kanon/pso/pso_2.htm#7


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Архивариус




Сообщение: 194
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.07 16:23. Заголовок: Святитель Василий В..


Святитель Василий Великий
ВНЕМЛИ СЕБЕ.
Создавший нас Бог дал нам употребление слова, чтобы открывали мы друг другу сердечные совещания, и чтобы каждый из нас, по общительности природы, передавал ближнему свои мысли, как бы из некоторых сокровищниц вынося их из тайников сердца. . Если б мы жили, имея душу не повреждённую грехом, то могли бы тотчас понимать друг друга, по одним помышлениям. Но поскольку мысли производит в нас душа, покрытая завесою, то есть плотию, то для обнаружения сокрытого в глубине нужны слова и именования. Поэтому мысль наша, перенесясь в слове, как в ладье, и переплыв чрез воздух, от говорящего переходит к слушающему. И если найдет глубокую тишину и безмолвие в человеке, то слово укрывается в слухе поучающихся, как в спокойной и безмятежной пристани. Если же в слушателях, подобно жестокой буре, восстанет смятение,- слово, рассеявшись в воздухе, претерпит кораблекрушение. Слово истины уловляется с трудом и легко может ускользать от невнимательных. Иногда человек важный, величающийся честностию, нося наружно личину целомудрия и нередко даже сидя среди тех, которые ублажают его за добродетель, в невидимом движении сердца уносится мыслию на место греха. Он видит в представлении предмет своих желаний, воображает какую-нибудь неблагопристойную беседу, и вообще, в сокровенной храмине сердца, начертав ясное в себе самом удовольствие, совершает внутренно грех, не имеющий свидетелей и остающийся для всех неизвестным, пока не приидет Тот, Кто открывает тайная тмы [3] и объявляет советы сердечныя [4] (1 Кор. 4, 5). Ибо воззревший на жену, ко еже вожделети… уже любодействова… в сердце своем (Мф. 5, 28); потому что телесные действия имеют много препятствий, а кто грешит произволением, у того грех совершается с быстротою мыслей. Сказано: внемли себе. Всякое живое существо от устроившего все Бога имеет в себе побуждения к охранению своего собственного состава. И если прилежно станешь изучать, то найдешь, что большая часть бессловесных не учась имеют отвращение от вредного, и опять, по какому-то естественному влечению, стремятся к наслаждению полезным. Потому и нам обучающий нас Бог дал сию великую заповедь, чтобы в пособии разума находили мы то, что у них есть от природы; и чтобы то, что бессловесными делается без размышления, у нас совершалось со вниманием, при непрестанном напряжении рассудка; и чтобы мы были исправными хранителями данных нам от Бога побуждений, бегая греха, как бессловесные избегают ядовитого в снедях, и гонясь за правдою, как и они отыскивают в траве питательное. Поэтому внемли себе, чтобы мог ты различать вредное от спасительного. Но поскольку внимать можем двояко: или телесными очами всматриваться в предметы видимые, или умною силою души погружаться в созерцание бесплотного, то, если скажем, что заповедь сия ограничивается действием очей, тотчас обличим ее невозможность. Но нечестиво утверждать, что заповеди Духа невозможны. Потому остается разуметь заповедь сию об умственном действовании. Итак, внемли себе, то есть осмотри себя со всех сторон; для охранения себя содержи неусыпным душевное око. Посреде сетей минуеши (Сир. 9, 18); врагом во многих местах поставлены сокрытые тенета [5]. Поэтому все осматривай, да спасешися, аки серна от тенет и яко птица от сети (Притч. 6, 5). Серна неуловима тенетами по остроте зрения, почему и имя получила от свойственной ей острозрительности . А птица, когда она внимательна, по легкости крыльев становится выше злоухищрения ловцов. Поэтому смотри, не окажись худшим бессловесных в охранении себя самого, и запутавшись в сетях, не сделайся добычею диавола, будучи жив уловлен от него в свою его волю (2 Тим. 2, 26). Итак, внемли себе, то есть внемли не тому, что твое и что около тебя, но одному себе; ибо иное - мы сами, иное - принадлежащее нам, а иное - что около нас.

Не плоти внемли, не за плотскими благами гонись всеми мерами, то есть за здравием, красотою, наслаждением удовольствиями и за долголетием; уважай не деньги, не славу, не владычество; не то почитай великим, что служит тебе для временной жизни, и в попечении о сем не будь нерадив о преимущественной своей жизни. Но внемли себе, то есть душе своей. Ее украшай, о ней заботься, чтобы своею внимательностию предотвратить всякую нечистоту, сообщаемую ей пороком, очистить ее от всякого греховного срама, украсить же и просветить ее всякою красотою добродетели. Испытай себя самого, кто ты; познай, что тело твое смертно, а душа бессмертна; что жизнь наша двояка: одна, свойственная плоти, скоропреходяща, а другая, сродная душе, не допускает предела. Со всевозможным тщанием вникай в себя самого, чтобы уметь тому и другому дать нужное: плоти - пропитание и покровы, а душе - догматы благочестия, благопристойное поведение, упражнение в добродетели, исправление страстей, чтобы не утучнять тебе тела, не стараться о множестве плоти. Но поскольку плоть похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся (Гал. 5, 17), то смотри, чтобы тебе, прилепившись к плоти, не уступить большего владычества худшему.
Ибо каждый из нас, научаемых сему слову, есть служитель одного какого-нибудь дела из предписанных нам Евангелием. В велицем дому, в этой Церкви, суть не точию всякие сосуди злати и сребряни, древяни и глиняни (ср.: 2 Тим. 2, 20), но и всякого рода искусства. Дом Божий, яже есть Церковь Бога жива (1 Тим. 3, 15), имеет своих ловцов, путешественников, зодчих, домостроителей, земледельцев, пастырей, подвижников, воинов. Всем им пригодно сие краткое изречение, влагая в каждого точность в деле и ревность произволения. Ловец ты, посланный Господом, сказавшим: се, Аз послю… многи ловцы, и уловят их на всяцей горе (Иер. 16, 16)? Внемли же прилежно, чтобы не убежала от тебя добыча, и чтобы тебе одичавших в грехе, уловив словом истины, привести к Спасителю. Путник ты, подобный молящемуся: стопы моя направи (Пс. 118, 133)? Внемли себе, не совращайся с пути, не уклоняйся направо или налево; иди путем царским. Зодчий - полагай надежно основание веры, которое есть Иисус Христос. Домостроитель пусть смотрит, како назидает (1 Кор. 3, 10), чтобы не было ни дров, ни сена, ни тростия, но злато, сребро, камение честное (ср.: 1 Кор. 3, 12). Пастырь - внемли, чтобы не опустить какой обязанности, возлагаемой пастырским званием. Какие же это обязанности? Заблудшее обрати, сокрушенное обвяжи, больное уврачуй. Земледелатель - окопай бесплодную смоковницу и обложи тем, что помогает плодородию. Воин - спостражд`и благовествованию (2 Тим. 1, 8), воинствуй доброе воинство (1 Тим. 1, 18) против духов злобы, против страстей плоти, приими вся оружия Божия (Еф. 6, 13), не обязуйся куплями житейскими, да воеводе угоден будешь (2 Тим. 2, 4). Подвижник - внемли себе, чтобы не преступить какого-либо из подвижнических законов; ибо никто не венчается, аще не законно мучен будет (2 Тим. 2, 5). Подражай Павлу и текущему, и борющемуся, и бьющемуся. И сам, как добрый боец, имей неразвлеченный взор души; те места, в которые удар смертелен, защищай, закрывая руками; не своди глаз с противника. В беге простирайся в предняя (Флп. 3, 13); тако тецы, да постигнеши (ср.: 1 Кор. 9, 24). В борьбе ратоборствуй с невидимыми врагами. Слово требует, чтобы таков ты был в жизни, не расслабевал, не предавался сну, но трезвенно и бодрственно стоял за себя. Не достанет мне дня, если буду описывать и занятия споспешествующих благовествованию Христову, и силу сей заповеди, сколько она пригодна для всех.
Для тебя Бог между человеками, для тебя раздаяние даров Святого Духа, разрушение смерти, надежда воскресения, Божии повеления, усовершающие жизнь твою, восхождение к Богу, с помощию заповедей, уготованное Царство Небесное, венцы правды, готовые для неуклоняющего от подвигов добродетели!
Если внемлешь себе, то все сие и еще большее найдешь около себя; и как насладишься настоящим, так не будешь малодушествовать в скудости. Сия заповедь, повсюду находясь перед твоими глазами, будет подавать великую помощь. Например, гнев овладел твоим рассудком, и раздражительность влечет тебя к неприличным речам, жестоким и зверским поступкам? Если внемлешь себе, то усмиришь гнев, как упрямого и не терпящего узды молодого коня, поражая его, как бичом, ударом сего слова; удержишь и язык, не возложишь и рук на огорчившего. Опять худые пожелания, распаляя твою душу, ввергают ее в неудержимые и нечистые стремления? Если внемлешь себе, и вспомнишь, что это, в настоящем для тебя сладостное, будет иметь горький конец, это, ныне от удовольствия происходящее в нашем теле, щекотание породит ядовитого червя, который будет бесконечно мучить нас в геенне, и что это разжжение плоти будет матерью вечного огня,- то удовольствия тотчас исчезнут, обратившись в бегство, и в душе произойдет какая-то ч`удная внутренняя тишина и безмолвие, подобно тому, как в присутствии целомудренной госпожи умолкает шум резвых служанок. Поэтому внемли себе, и знай, что одно в душе разумное и духовное, другое - страстное и неразумное, и что первому по природе принадлежит господство, а прочему - повиновение и послушание разуму. Итак, не попускай, чтобы когда-нибудь порабощенный ум стал слугою страстей, и опять, не позволяй страстям восставать против разума и присвоять себе владычество над душою. Ибо, если внемлешь себе - ты не будешь иметь нужды искать следов Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя. Из бесплотности находящейся в тебе души уразумевай, что и Бог бесплотен. Знай, что Он не ограничен местом, потому что и твой ум не имеет предварительного пребывания в каком-нибудь месте, но только по причине соединения с телом находит себе известное место. Веруй, что Бог невидим, познав собственную свою душу, потому что и она непостижима телесными очами. Она не имеет ни цвета, ни вида, не объемлется каким-либо телесным очертанием, но узнается только по действиям. Потому и в рассуждении Бога не домогайся наблюдения с помощию очей, но, предоставив веру уму, имей о Боге умственное понятие. Дивись Художнику, как силу души твоей привязал Он к телу, так что, простираясь до его оконечностей, наиболее отдаленные между собою члены приводит в одно согласие и общение. Рассмотри, какая сила сообщается телу душою, и какое сочувствие возвращается от тела к душе; как тело приемлет жизнь от души, и душа приемлет болезненные ощущения от тела; какие в ней сокровищницы познаний; отчего знанием прежнего не помрачается изучаемое вновь, но воспоминания сохраняются неслитными и раздельными, будучи начертаны во владычественном души, как бы на медном каком столпе; как душа, поползнувшаяся в плотские страсти, губит свойственную ей красоту, и как опять, очистившись от греховного срама, чрез добродетель восходит до уподобления Творцу. Внемли, если угодно тебе, по рассмотрении души, и устройству тела; и подивись, какое приличное виталище устроил разумной душе наилучший Художник. Из всех животных одному человеку дал Он прямое положение тела, чтобы по самому наружному виду мог ты разуметь, что жизнь твоя ведет начало свыше. Все четвероногие смотрят в землю и потуплены к чреву, а у человека взор обращен к небу, чтобы он не предавался чреву и плотским страстям, но имел всецелое стремление к горнему шествию.
Итак, внемли себе, чтобы внимать Богу, Которому слава и держава во веки веков, аминь!
http://www.wco.ru/biblio/books/vasilv4/Main.htm


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Архивариус




Сообщение: 198
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.07 09:52. Заголовок: Святитель Василий В..


Святитель Василий Великий
О вере.
Непрестанно памятовать о Боге - благочестиво, и в этом боголюбивая душа не знает сытости. Превосходим мы друг друга ревностию к благочестию, но никто не ослеплен и не самообольщен до такой степени, чтобы стал почитать себя достигшим самой высоты разумения. Таков был Авраам, таков был Моисей. Когда пришли они в состояние видеть Бога, сколько человеку видеть можно, тогда наипаче уничижил себя каждый из них,- Авраам, именуя себя землею и пеплом (Быт. 18, 27), а Моисей, называя себя худогласным и косноязычным (Исх. 4, 10), потому что видел немощь языка своего, неспособного служить величию уразумеваемого. Но поелику ныне всякий слух отверст к слушанию богословия, и таковым слушанием не может насытиться Церковь, подтверждая собою слово Екклесиаста, что не исполнится ухо слышания (Еккл. 1, 8), то необходимо говорить по мере сил. А ты, если хочешь говорить или слышать о Боге, отрешись от своего тела, отрешись от телесных чувств, оставь землю, оставь море, сделай, чтобы воздух был ниже тебя, минуй времена года, их чинный порядок, украшения земли, стань выше эфира, пройди звезды, их чудеса, их благолепие, величину, пользу какую доставляют целому, благоустройство, светлость, положение, движение и то, сколько имеют они между собою связи или расстояния. Протекши все это умом, обойдя небо и став выше его, одною мыслию обозри тамошние красоты: пренебесные воинства, ликостояния Ангелов, начальства Архангелов, славу Господствий, председания Престолов, Силы, Начала, Власти. Миновав все сие, оставив ниже своих помышлений всю тварь, возведя ум за пределы сего, представь в мысли Божие естество неподвижное, непревратное, неизменное, бесстрастное, простое, несложное, нераздельное, свет неприступный, силу неизреченную, величину беспредельную, славу лучезарную, доброту вожделенную, красоту неизмеримую, которая сильно поражает уязвленную душу, но не может по достоинству изображена быть словом. Там Отец, и Сын, и Святой Дух, - несотворенное естество, владычественное достоинство, естественная благость. Отец - начало всего, причина бытия существ, корень живущих. Отсюда происшел источник жизни, мудрость, сила, неразнственный образ невидимого Бога, от Отца рожденный Сын, живое Слово, сущий Бог и сущий у Бога; сущий, а не привзошедший; существующий прежде веков, а не впоследствии стяжанный; Сын, а не стяжание; Производитель, а не произведение; Творец, а не тварь; сущий всем тем, чем есть Отец. Сын, сказал я, и Отец. Обрати внимание на сии личные свойства. Пребывая в том, что Он - Сын, Он есть все то, что есть Отец, по изречению Самого Господа, Который говорит: вся, елика `имать Отец, Моя суть (Ин. 16, 15). Ибо действительно Образу принадлежит все то, что есть в Первообразе. Видехом, говорит евангелист, славу Его, славу яко Единороднаго от Отца (Ин. 1, 14). То есть не по дару и благодати даны Ему видные свойства, но по естественному общению Сын имеет достоинство Отчего Божества. Ибо принимать - общее достояние твари; но иметь по естеству - свойственно Рожденному. Посему как Сын естественно обладает Он принадлежащим Отцу; как Единородный имеет все в Самом Себе совокупно, ничего не разделяя с другим. Поэтому из самого наименования: Сын, научаемся, что Он имеет общее с Отцом естество; не повелением создан Он, но из сущности воссиял неразлучно, не во времени соединен с Отцом, равен Ему в благости, равен в силе, имеет общую с Ним славу. Ибо что иное Он, как не печать и образ, показывающий в Себе всецелого Отца? Мысль, когда она в состоянии очистить себя от вещественных страстей, оставить ниже себя всякую умопредставляемую тварь и, подобно какой-нибудь рыбе, из глубины изникнуть на самую поверхность, став в чистоте твари, там узрит Духа Святого, где Сын и где Отец, узрит, что и Дух, сосущественно и по естеству, имеет все - благость, правоту, святыню, жизнь. Ибо сказано: Дух Твой благ`ий (Пс. 142, 10); и еще: Дух прав; и еще: Дух Святый (Пс. 50, 12, 13). И Апостол говорит: закон Духа жизни (Рим. 8, 2). Все это не приобретено Им, и не впоследствии привзошло, но как от огня неотделимо, что он греет, и от света, что он светит; так неотделимо и от Духа, что Он святит, животворит, что Он - благость, правота. Поэтому Дух состоит там - там, в блаженном Естестве; не ко множеству причисляется, но умосозерцается в Троице; единично возвещается, а не включается в сочетания многих. Ибо как Отец един, и Сын един, так един и Святой Дух. Служебные же духи в каждом чине представляют нам едва исчислимое множество. Посему не ищи в тварях Того, Кто выше твари; Освящающего не низводи в ряд с освящаемыми. Дух исполняет Ангелов, исполняет Архангелов, освящает Силы, все животворит. Он, разделяемый всей твари, и каждым по-своему приемлемый, не умаляется от множества причастников. Хотя всем подает Свою благодать, однако же не тратится на приобщающихся, но и принимающие исполняются, и Сам Он не оскудевает.
И как солнце, освещая тела, и в различных видах имея их своими причастниками, не умаляется от множества причащающихся, так и Дух, всем сообщая Свою благодать, пребывает неумаленным и нераздельным. Всех просвещает к познанию Бога, вдохновляет пророков, умудряет законодателей, совершает священников, укрепляет царей, приводит в благоустройство праведных, украшает целомудренных, сообщает дарование исцелений, оживотворяет мертвых, разрешает узников, усыновляет чуждых. Производит сие чрез рождение свыше. Если возьмет мытаря верующего, делает его евангелистом (Мф. 9, 9). Если будет в рыбаре, совершает его богословом (Мф. 4, 18-19). Если найдет гонителя кающегося, соделывает его Апостолом яз`ыков [1], проповедником веры, сосудом избранным (Деян. 9, 15). Им немощные крепки, бедные богатеют; Им невежды словом мудрее мудрых. Павел немощен, но присутствием Духа главотяжи от пота тела его сообщают исцеление приемлющим (Деян. 19, 12). И сам Петр был обложен немощным телом, но, по обитающей в нем благодати Духа, тень, падавшая от тела его, прогоняла болезни страждущих (Деян. 5, 15). Бедны были Петр и Иоанн, потому что не имели сребра и злата, но подавали здравие, которое драгоценнее золота. Ибо хромой, от многих получая золотые монеты, оставался еще нищим, но, прияв благодать от Петра, перестал нищенствовать, скача, как елень, и хваля Бога (Деян. 3, 2-9). Иоанн не знал мирской мудрости, но силою Духа провещавал глаголы, в которые не может проникать никакая мудрость. Дух и на небе пребывает, и землю наполняет: везде присутствует и ничем не объемлется. Всецело обитает в каждом и всецело пребывает с Богом. Не служебно преподает дары, но полновластно разделяет дарования; ибо сказано разделяют властию коемуждо якоже хощет (1 Кор. 12, 11). Хотя посылается по домостроительству, но действует свободно. Будем молиться, чтобы пребывал Он в душах наших, и ни в какое время не оставлял нас, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков! Аминь.
http://www.wco.ru/biblio/books/vasilv4/Main.htm


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Архивариус




Сообщение: 199
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.07 10:31. Заголовок: Святитель Василий В..


Святитель Василий Великий
О смиренномудрии
О, если бы человек пребыл в славе пред Богом, и имел высоту не поддельную, но истинную, возвеличенный Божией силою, просветляемый Божией премудростию, увеселяемый вечною жизнию и ее благами! Но он изменил в себе вожделение Божественной славы, и понадеявшись на большее, поспешив к тому, чего не получил, потерял и то, что мог иметь. Между тем диавол, низложивший человека надеждою ложной славы, не престает поощрять его теми же побуждениями и изобретать для сего тысячи козней. Представляет ему чем-то важным, если обложится он деньгами, чтобы тем величался и о том заботился, что нимало не ведет к славе, а великие приносит опасности; потому что приобретение денег - начало любостяжания, а обладание ими не ведет к доброй славе, но понапрасну ослепляет, попусту надмевает и производит в душе болезнь, подобную опухоли. Толщина опухших тел и не здорова и не полезна, а напротив того, болезненна и вредна; в ней начало опасности, скрытая причина погибели. И не от одних денег рождается в человеке превозношение: люди превозносятся не одною пышностию снедей и одежд, приобретаемых за деньги, не тем одним, что устрояют сверх нужды дорогие и роскошные столы, облекаются в ненужные одежды, созидают огромные дома, испещренные украшениями, водят за собою множество сопровождающих слуг и бесчисленные толпы ласкателей,- но они, забывая свою природу, величаются чинами, в которые возводятся по выборам. Если народ возвел в чин, если удостоил какого-либо председательства, приговорил почтить высоким саном, то вот уже, как бы став выше человеческой природы, думают о себе, что едва не на облаках сидят, а низших себя людей считают подножием, превозносясь пред теми, которые дали им чин, гордясь против тех, чрез кого в собственном своем мнении стали что-то значить! Продолжая дело, исполненное безумия, имея славу, которая непостояннее сновидения, облекаясь в блистательность, которая пустее ночных призраков, по мановению народа возникает и по его же мановению исчезает. Таков был этот неразумный сын Соломонов, юный возрастом и еще более юный умом, который народу, просившему правления снисходительнейшего, угрожал правлением еще более обременительным, и за сию угрозу лишился царства. Чрез что надеялся показаться более полновластным, чрез это самое потерял и то достоинство, какое имел. Человека делает также дерзким сила рук, скорость ног, благообразие тела, хотя все это истребляет болезнь, истощает время. И не разумеет он, что всяка плоть сено, и всяка слава человеча, яко цвет травный: `изсше трава, и цвет отпад`е (Ис. 40, 6-7). И что, по-видимому, гораздо важнее и прочнее других у человека находящихся благ, - мудрость и благоразумие, и это ведет к суетному превозношению, доставляет высоту не истинную, потому что и сии блага вменяются ни во что, как скоро нет премудрости, которая от Бога. Ибо самому диаволу не удается ухищрение против человека,- что измышлял он против человека, то, сам того не зная, устроил против себя, не столько повредив тому, кого надеялся отдалить от Бога и от вечной жизни, сколько изменив себе тем, что отпал от Бога и осужден на вечную смерть. И поставив сеть Господу, сам он уловлен ею, распят на том кресте, на котором думал Его распять, умер тою смертию, которою надеялся умертвить Господа. Если же и князь мира, первый, величайший и невидимый искусник в мирской мудрости, уловляется собственными ухищрениями, впадая в крайнее неразумие, то тем паче ученики и ревнители его, хотя и тысячекратно умудрялись, глаголющеся быти мудри, объюродеша (Рим. 1, 22). Ухищряется фараон на погибель Израиля, но ухищрение его непредвиденно разрушается, чем и не ожидал. Младенец, по его повелению преданный на смерть, тайно воспитан в собственном его доме, сокрушил силу его и целого народа и избавил израильтян. И все иудеи придумали против Господа пагубное намерение, рассуждая сами с собою: аще оставим Его тако, вси уверуют в Него: и приидут римляне, и в`озьмут место и язык наш (Ин. 11, 48). От этого намерения дошедши до христоубийства в той же мысли, что спасают народ и страну, погибли от того, что замышляли, будучи и из страны изгнаны, и лишившись законов и богослужения.
Но в чем же истинная похвала? И чем человек велик? О сем, сказано, да хвалится хваляйся; еже разумети и знати, яко Аз Господь (Иер. 9, 24). Вот высота человека, вот слава и величие его - знать истинно великое, прилепляться к нему и искать славы у Господа славы. Апостол же выражается: хваляйся, о Господе да хвалится, говоря, что Христос бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление; да, якоже пишется, хваляйся о Господе да хвалится (1 Кор. 1, 30-31). Ибо это - совершенная и всецелая похвала о Боге, когда человек не превозносится своею праведностию, но знает, что он имеет нужду в праведности истинной, и оправдан одною верою во Христа. И Павел хвалится тем, что презрел собственную свою праведность, а ищет праведности чрез Христа, ищет сущую от Бога правду в вере, яко разумети Его, и силу воскресения Его, и сообщение страстей Его, сообразуяся смерти Его, аще како достигнет в воскресение мертвых (Флп. 3, 9-11).
Да не будет у тебя софистических прикрас в слове, чрезмерного сладкогласия в пении, речей горделивых и высокомерных, но во всем отсекай величавость. Будь добр с другом, кроток с слугою, непамятозлобив на дерзких, человеколюбив к смиренным, утешай злосчастных, посещай болезнующих, совершенно никого не презирай, приветствуй с приятностию, отвечай с светлым лицом, ко всем будь благосклонен, доступен, не пускайся в похвалы себе самому, не вынуждай и других говорить о тебе, не принимай неприличного слова, прикрывай, сколько можно, свои преимущества, а в грехах сам себя обвиняй и не жди обличения от других, чтобы тебе, по примеру праведного, быть себе самаго оглагольником в первословии (Притч. 18, 17); чтобы уподобиться Иову, который не посрамился народнаго множества, еже не поведати пред ними падение свое (Иов. 31, 34). Не будь тяжел в выговорах, обличай не скоро и не с страстным движением, ибо это признак высокомерия; не осуждай за маловажное, как будто сам ты строгий праведник. Впадших в погрешность принимай, исправляй их духовно, как дает совет Апостол: блюд`ый себе, да не и ты искуш`ен будеши (Гал. 6, 1). Столько прилагай старание не быть прославляемым от людей, сколько другие стараются быть прославляемыми, если только помнишь, что Христос называет ущербом награды, получаемой от Бога, произвольное выказывание себя перед людьми и делание добра с тем, чтобы видели это люди. Ибо о таковых сказано: восприемлют мзду свою (Мф. 6, 2). Поэтому не делай себе ущерба, желая быть на виду у людей. Поелику Бог - великий зритель: ищи славы пред Богом, потому что Он воздает славную награду. Но ты удостоен первенства, люди оказывают к тебе внимание и прославляют тебя? Будь равен подчиненным, как сказано: не яко обладая причту (1 Пет. 5, 3); не подражай мирским начальникам, ибо кто хочет быть первым, тому Господь повелел быть рабом всем (Мк. 10, 44). Кратко же сказать: так стремись к смиренномудрию, как любитель его; возлюби смиренномудрие, и прославит тебя. Таким образом прекрасно будешь восходить к истинной славе - к славе у Ангелов, к славе пред Богом; Христос признает тебя пред Ангелами учеником Своим, и прославит тебя, если будешь подражателем Его смиренномудрия. Ибо Он говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Ему слава и держава во веки веков! Аминь.
http://www.wco.ru/biblio/books/vasilv4/Main.htm


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Архивариус




Сообщение: 220
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.07 12:30. Заголовок: Святитель Василий В..


Святитель Василий Великий
Против савеллиан, Ария и аномеев
Иудейство враждует с язычеством, а то и другое враждует с христианством
Но мы, как бежали язычников, удалились от лукавого идолослужения, и многобожие их признали безбожием, так бежали и хулы иудеев, отрицающих Сына Божия, устрашившись оной угрозы: иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (Мф. 10, 33). Поэтому бежим, как и должно, еще тех, которые изобретают нечто сродное с язычеством и иудейством вопреки слову истины. Поскольку мудрый в злотворстве диавол видел, что христиане чуждаются иудеев и язычников, и что самые имена их располагают нас ко вражде с ними, то, придав наше имя тем и другим, старается таким образом снова ввести иудейское отречение и языческое многобожие. Ибо одни, утверждая, что Единородный - Божие дело и произведение, а потом поклоняясь Ему и богословствуя о Нем, служением своим твари, а не Творцу, открыто вводят учения языческие; а другие, отрицая Бога от Бога и признавая Сына по имени, на самом же деле и по истине отвергая существование Его, опять возобновляют иудейство. Когда исповедуют Его Словом, уподобляют слову внутреннему, и, называя Премудростию, утверждают, что она подобна навыку, какой составляется в душе ученых; и поэтому говорят, что лицо Отца и Сына одно, как и о человеке говорится, что он один, а не разделен с тем словом, с тою мудростию, которые в нем. Но Слово Божие есть жизнь и истина. Наше слово, едва сказано, как уже его и нет: о Слове же Божием что говорит псалом? Во век, Господи, Слово Твое пребывает на небеси (Пс. 118, 89). Но такова брань, воздвигаемая на нас с двух сторон; в чем же истина? Не бойся исповедания Лиц, но именуй Отца, именуй два имени, но из каждого именования познавай особую мысль. Ибо страшная неблагодарность - не принимать наставлений Господа, Который раздельно представляет нам разность Лиц. Он говорит: Аз умолю Отца, и иного Утешителя пошлет вам (Ин. 14, 16). Следовательно, Сын умоляющий, Отец умоляемый, а Утешитель посылаемый. Впрочем, и разделения Лиц не обращай в повод к нечестию. Ибо хотя и два по числу, но нераздельны по естеству; и кто говорит "два", тот не вводит отчуждения. Один Бог, Он же и Отец, Один Бог и Сын. И не два Бога, потому что Сын имеет тождество с Отцом. Ибо не иное Божество созерцаю в Отце, а иное в Сыне; не иное естество - Отчее, а иное Сыновнее. Поэтому, чтобы уяснилась для тебя особность Лиц, считай особо Отца и особо Сына, но чтобы не впасть тебе в многобожие, исповедуй в Обоих единую сущность. Так и Савеллий падет, и Аномей сокрушится! Но когда именую одну сущность, не представляй себе, что одно разделилось на два, но что Сын от Отца как от начала, а не Отец и Сын от одного высшего начала. Ибо не братьев именуем, но исповедуем Отца и Сына. А тождество сущности в том, что Сын от Отца, не повелением произведен, но рожден из естества; не отделился от Отца, но совершенный воссиял от пребывающего совершенным.
А вы, которые или не совершенно постигли сказанное, или пришли с намерением осмеять нас, не того ища, чтобы заимствоваться у нас чем-либо полезным, но высматривая, нельзя ли привязаться к чему из сказанного, не спешите говорить: "Он проповедует двух Богов, возвещает многобожие!" Не два Бога, потому что не два Отца. Кто вводит два начала, тот проповедует двух Богов. Таков Маркион и всякий, кто подобен ему в нечестии.
И опять, если кто говорит, что Рожденный иносущен с Родшим, то и он именует двух Богов, подобием сущности вводя многобожие. Ибо если одно Божество нерожденное и одно рожденное, то ты проповедуешь многобожие, утверждая, что нерожденное противно рожденному, и явным образом полагая, что и сущности противны, если только сущность Отца - нерожденность, а сущность Сына - рождение. Посему Сын, будучи от Отца рожден, и естественно отпечатлевая в Себе Отца как образ, безразличен с Отцом; а как рождение сохраняет в Себе единосущие с Ним. Кто на торжище смотрит на царский образ и говорит, что изображаемое на картине есть царь, тот не двух царей признает, то есть образ и того, чей образ; и если, указав на писанного на картине скажет: "Это царь", не лишит первообраз царского именования; вернее же сказать, признанием образа подтверждает честь, воздаваемую царю. Ибо если образ царь, то тем паче следует быть царем тому, кто послужил причиною образа. Но здесь дерево и воск, и искусство живописца производят образ тленный - подражание тленному, и искусственный - подражание сотворенному. Но там, когда слышишь слово: "образ", разумей: "сияние славы". Что же за сияние? И что за слава? Апостол сам толковал сие вскоре, присовокупляя: и образ Ипостаси (Евр. 1, 3). Посему, как слава пребывает совершенною и не умаляется, так и сияние исходит совершенное. Ибо Отец в Сыне, и Сын в Отце; почему и Сын таков же, каков Отец и Отец таков же, каков Сын. Так пребывают в единстве два; потому что не разнствуют, и Сын уразумевается не в ином виде, и не в новом образе. Итак, опять говорю: "Един и Един, но естество неразделимо, совершенство без недостатков. Один Бог, потому что в Отце и Сыне созерцается единый вид, всецело открывающийся в Том и Другом".
А я всего более желал бы, как принял просто, как сам поверил бесхитростно, так и передал слушающим, имея таких учеников, которые утвердились одним исповеданием. Поелику же окружаете меня более как судии, нежели как ученики, и желаете подвергнуть меня испытанию, а не сами ищете заимствовать что-нибудь, то для меня необходимо, чтобы, как в судилище, исследование продолжилось, и как мне непрестанно давали вопросы, так и я мог сказать, что мною принято. А вам советую всеми мерами домогаться услышать от меня, не что вам приятно, но что благоугодно Богу, согласно с Писанием и не противоречит отцам.
Поэтому, что сказано мною о Сыне, а именно, что должно исповедовать особое Лицо Сына, то же должен я сказать и о Святом Духе. Ибо Дух не то же, что Отец, хотя написано: Дух есть Бог (Ин. 4, 24); и опять, не одно Лицо Сына и Духа, хотя и сказано: аще кто Духа Христова не имать, сей несть Егов. Христос же в вас (Рим. 8, 9-10). Ибо из сего некоторые ложно заключали, будто бы Дух и Христос одно и то же Лицо. Но что скажем на сие? То, что из сего открывается сродство естества, а не слитность Лиц. Ибо есть Отец, имеющий совершенное и ни в чем не скудное бытие, корень и источник Сына и Святого Духа. Но есть и Сын, в полном Божестве живое Слово и ни в чем не скудное Рождение Отца. Но полон и Дух; Он не часть чего-либо другого, но совершен и всецел, созерцаемый Сам в Себе. И как Сын неразлучно соединен с Отцом, так с Сыном соединен Дух. Ибо нет ничего такого, что разграничивало бы или рассекало вечное соединение. Никакой век не пролегает между Ними; и душа наша не допускает и мысли о разлучении, чтобы или Единородный не был всегда с Отцом или Святой Дух не существовал вместе с Сыном.
Посему, когда соединяем Троицу, не представляй себе как бы трех частей одного нераздельного (такое рассуждение злочестиво), но разумей неразлучное сопребывание Трех бестелесных совершенных. Ибо где присутствие Святого Духа, там и пришествие Христово, а где Христос, там несомненно присутствует и Отец. Не в`есте ли, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть? (1 Кор. 6, 19). И: аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог (1 Кор. 3, 17). Посему освящаемые Духом, приемлем Христа, обитающего во внутреннем нашем человеке, и с Христом Отца, Который творит общую обитель в достойных. Сие же соединение доказывают и предание крещения, и исповедание веры.
А отделяющие Духа от Отца и Сына и причисляющие Его к твари, делают и крещение несовершенным, и исповедание веры недостаточным; потому что Троица не пребывает уже Троицею по отъятии Духа. И опять, если одно что-нибудь из твари присоединено будет, то и вся тварь взойдет в единочислие с Отцом и Сыном. В таком случае, что препятствует сказать: веруем в Отца и Сына и всю тварь? Если благочестиво верить в часть твари, то гораздо еще честнее всю тварь включить в исповедание. А веруя во всю тварь, будешь веровать не только в Ангелов и в служебных духов, но и во все, какие есть, сопротивные силы; потому что и они составляют часть твари. К ним приложишься своею верою. Так хула на Духа приводит тебя к понятиям злочестивым и недозволенным. Как скоро сказал ты о Духе, чего не должен говорить,- в тебе обозначилось уже что оставлен ты Духом. Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так отлучившийся от Духа, став вне Просвещающего, объемлется душевною слепотою.
Но чтобы не отлучать тебе Святого Духа от Отца и Сына, да устыдит тебя предание. Так Господь научил, Апостолы проповедали, отцы соблюли, мученики утвердили. Достаточно тебе говорить, как научен ты; не представляй мне этих мудростей: "Он не рожден или рожден; если не рожден, то Отец; если рожден, то Сын; а если ни то, ни другое, то тварь". А я знаю Духа с Отцом, однако же Духа - не Отца; я принял Духа с Сыном, однако же не именуемого Сыном. Но разумею свойство Его с Отцом, потому что исходит от Отца, и свойство Его с Сыном, потому что слышу: аще кто Духа Христова не имать, сей несть Егов. Если Дух не свой Христу, то как же нас делает своими Христу? Но слышу также о Духе истины (Ин. 14, 17), а истина - Господь. Когда же слышу о Духе сыноположения (Рим. 8, 15), прихожу к мысли о единстве Его с Отцом и Сыном по естеству. Ибо как усыновляет стороннее? Как делает Своим чужое?
Таким образом, и не выдумываю новых речений, и не отметаю достоинства; о тех же, которые дерзают называть Духа тварию, плачу и сетую; потому что они маловажным умоизобретением и поддельным лжеумствованием низвергают сами себя в пропасть. Ибо говорят: "Поелику ум наш постигает сих трех, и в существующем нет ничего, что не подходило бы под это разделение существ, то есть все или нерожденно, или рожденно, или сотворено; Дух же ни первое, ни второе; то, конечно, Он третие". Это ваше: "конечно", сделает вас повинными вечной клятве. Все ли ты исследовал? все ли рассудком своим подвел под это разделение? Ужели ничего не оставил неиспытанным? все обнял умом? все заключил в своем понятии? знаешь, что под землею? знаешь, что в глубине? Вот демонское хвастовство: "Известны мне песку число и морю мера" . Если же многого не знаешь, и непознанного тысячекратно больше, чем познанного, то сверх всего прочего не признаешься ли без стыда в безбедном незнании и того, каким образом существует Дух Святой?
У меня нет времени изобличить суетность твоих рассуждений и показать, сколько существ не взошло в постижение твоего рассудка. Но охотно спросил бы о сем у ваших, и с уверенностию полагаю, что в этой безбожной мудрости раскаешься некогда ты, называющий Духа Святого тварию. Ужели не боишься непростительного греха? Или думаешь, что возможна хула и этой злочестивее? Ибо от одного сего слова происходят все ужасные следствия: отчуждение от Бога по самому естеству, унижение рабства, служебные должности, лишение святыни; потому что она не принадлежит по естеству, и Дух должен причащаться святыни так же по благодатному раздаянию, как причащается ее и все освящаемое. И как нам дается явление Духа на пользу (1 Кор. 12, 7), каждому уделяется по мере веры, так и Дух Святой будет причастником святыни, если в самом деле Он тварь, как думают духоборцы.
Но не попустим, чтобы осталось не обличенным неразумие людей, которые думают о себе, что все обняли своим разумом. Итак, пусть отвечают нам: что составляет сущность чувственного солнца? Одна ли из четырех стихий или нечто сложное из сих четырех? Но эта сущность - ни земля, ни воздух, ни вода, ни огонь. Ибо все сие движется по прямому направлению; и одно стремится вверх, а другое вниз. Земля и вода, по причине тяжести, долу преклонны, а воздух и огонь, по причине легкости, движутся по направлению вверх. Но движение солнца кругообразно. Потому сущность его не есть какая-либо одна из четырех стихий. Но она и не что-либо сложное из сих четырех стихий, потому что сложное, состоя из противоположных стихий, подвержено утомлению от того, что противоположные по движению стихии влекут одна другую в противоположные стороны. Движение же солнца неутомимо, почему и не прекращается; следовательно, солнце не сложно. Всякое же тело есть нечто или простое, или сложное; но солнце не простое тело, потому что движется не по прямому направлению; и не сложное, потому что не утомляется в движении. Поэтому солнца нет. Таковы ваши мудрые разделения; они достойны осмеяния для имеющих глаза. Еще: как мы - человеки, видим? В себя ли принимая образы видимых предметов или из себя испуская силу? Но мы и в себя не принимаем изображений видимого (ибо как полушарие неба делается видимым в малом проходе зрачка?), и из себя ничего не испускаем (ибо как опять достанет вышедшего из глаза, чтобы развернуться по всему небесному пространству?). А если и не принимаем в себя изображений видимого и из себя не испускаем никакой силы, то следует, что и не видим. После этого оспаривать ли мне ваши умозаключения? Или пожелать, чтобы ваши выводы были истинны? Чем разнятся от подобных рассуждений и ваши тонкости о Святом Духе, какие выказываете пред жалкими женщинами или пред близкими к ним евнухами?
Слушай без неприязни. Если Дух от Бога, то как же низводишь Его в тварь? Ибо, конечно, не то сим хочешь сказать, что и все от Бога. Как Христос называется Божиим, но Он - не тварь, подобно нам; ибо мы Христовы, Христос же Божий (1 Кор. 3, 23); но в ином смысле мы называемся Христовыми как рабы Владыки, а в ином смысле Христос называется Божиим как Сын Отца; так и Дух - не потому, что все от Бога, и Он от Бога, как и все. Ибо, потому что есть служебные духи, не подобен уже им, вследствие наименования, и Дух Святой. Он один есть истинно Дух. Как много сынов, но один истинный Сын, так, хотя о всем говорится, что оно от Бога, но, собственно, Сын от Бога. И Дух от Бога; потому что и Сын исшел от Отца и Дух от Отца исходит; но Сын от Отца чрез рождение, а Дух от Бога неизреченно.
Итак, смотри, как велика опасность умалять славу Утешителя. Не принимает и Сын воздаваемой Ему чести, когда отмещут Духа. Ибо, говорит, Он Мя прославит (Ин. 16, 14); не как раб вместе с тварию, ибо, если бы прославлял наряду со всеми, то не было бы сказано: Он. Теперь же это отношение к одному показывает, что воздается слава по превосходству пред другими. Не как те, которые говорят: слава в вышних Богу (Лк. 2, 14), но как Сказавший: Отче!.. Аз прославих Тя… дело соверших, еже дал еси (Ин. 17, 1, 4); и как Отец прославляет Сына, говоря: и прославих Тя, и паки прославлю (Ин. 12, 28), так и Сын приемлет Духа в общение с Собою и с Отцом. Или пусть покажет мне кто-нибудь славу большую этой, и тогда совершенно соглашусь, что противники говорят правду.- Отметаяйся вас, Мене отметается (Лк. 10, 16). Почему? Очевидно, по причине обитающего в них Духа. Поэтому кто не чтит Духа, тот не чтит Сына; а иже не чтит Сына, не чтит Отца (Ин. 5, 23). Таким образом, видно, что погрешность в одном из предметов веры есть отрицание всего Божества. Если Дух - тварь, то не Божий. Но сказано: Дух Божий сотворивый мя (Иов. 33, 4); и еще: наполни Бог Веселеила Духа Божия, премудрости и разума (Исх. 35, 31). К кому же, как ты находишь, ближе Божий? К твари или к Божеству? Если к твари, то ты и Отца Господа нашего Иисуса Христа назови тварию, ибо написано о Нем: присносущная сила Его и Божество (Рим. 1, 20). А если к Божеству, то оставив хулу, признай достоинство Духа. Столько ты неразумен, если самое это слово не приводит тебя к достойным понятиям о Духе!
http://www.wco.ru/biblio/books/vasilv4/Main.htm


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Архивариус




Сообщение: 230
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.07 14:31. Заголовок: Святитель Василий ..


Святитель Василий Великий
О милости и о суде
Мир, забывший Бога, преобладается, братия, несправедливостию к ближнему и бесчеловечием к малосильным, как и божественный Апостол говорит: якоже не искусиша имети Бога в разуме… предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная, исполненных всякия неправды… лукавства, лихоимания, злобы; исполненных зависти, убийства, рвения, льсти, злонравия; шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны… нелюбовны… немилостивы (Рим. 1, 28-31). А кого Бог возводит в богочестие, тех научает и воздержанию от злых дел, и попечению о милости к ближнему, как учил пророк Исаия, говоря от лица Божия: престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити (Ис. 1, 16-17). И в законе было много как повелений о том, чтобы не делать вреда ближнему, так и заповедей о том, чтобы быть человеколюбивым и милостивым. О тех, которые делают неправду и намереваются приносить дары Богу, написано: жертвы нечестивых мерзость Господеви (Притч. 15, 8). А о немилостивых сказано: иже затыкает ушеса своя, еже не послушати нищего: и той призовет, и не будет послушаяй (Притч. 21, 13). Поэтому притча советует: чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды (Притч. 3, 9). Ибо, если намереваешься принести Богу что-нибудь из приобретенного неправдою и хищением, то лучше для тебя и не приобретать такого имущества, и не приносить из него. Дар чистый возносит молитву, как написано: обеты правоходящих приятны Ему (Притч. 15, 8). И опять, если, приобретая праведными трудами, не приносишь Богу приношений, которыми бы питались нищие, то сие вменится тебе в хищение, по сказанному у пророка Малахии: яко десятины и начатцы с вами суть. ...И будет расхищение в домах ваших (Мал. 3, 8, 10). Поэтому должно вам, срастворив милость и суд, приобретать с судом и издерживать на милость, по написанному: милость и суд снабди, и приближайся к Богу своему присно (Ос. 12, 6). Ибо милостыню и суд любит Бог. Поэтому приближается к Богу, кто имеет попечение о милости и суде. С этой впредь стороны да испытывает себя человек, и богатый пусть посмотрит на собственные свои доходы, из которых намеревается приносить дары Богу: не утеснял ли нищего, не делал ли насилия немощному, не покорыствовался ли чем от подчиненного ему, вместо справедливости употребив власть? А если, отнимая собственность нищих, подаешь нищим, то лучше было бы и не похищать и не давать. Для чего оскверняешь свое богатство, внося в него неправедные прибытки? Для чего приношение свое обращаешь в скверну неправдою, намереваясь принести то, в рассуждении чего надобно тебе пожалеть другого нищего? Помилуй того, кому делаешь неправду. С ним поступи человеколюбиво; ему окажи милость, и исполнишь милость с судом. Бог не будет иметь общения с любостяжательностию: Господь не сообщник разбойников и хищников. Не потому, что Сам не в силах пропитать нищих, оставил их нам; но нам же в благодеяние требует от нас правды и человеколюбивого плодоношения. Не бывает милостыня от неправды, благословения от клятвы, благодеяний от слез. Извлекающим слезы у обиженных Бог говорит: сия, яже ненавидех, твористе: покрывасте слезами олтарь Мой, и плачем и воздыханием (Мал. 2, 13). От трудов своих оказывай милости, не желай поступать несправедливо под тем предлогом, чтобы из приобретенного неправдою принести в дар Богу милостыню. Подобные дела показывают тщеславие и служат к приобретению похвал от людей, а не похвалы от Бога.
Ты не можешь принести дар Богу, если оскорбил брата. Сказано: аще принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой `имать нечто на тя… шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мф. 5, 23-24). Но как последователям Своим и достигшим совершенства повелевает вдруг и совершенно исполнить дело милостыни, чтобы, совершив служение своим имением, приступили они к служению словом и духом, так прочим предписывает всегдашние подаяния и всегдашнее общение того, что имеют, чтобы чрез это, став жалостливыми или общительными и милостивыми, оказались подражателями Божию человеколюбию. Ибо говорит: дайте, и дастся вам (Лк. 6, 38). Чрез это же самое обещал им и общение с Самим Собою. Ибо милостивые станут одесную Господа; им скажет пришедший Царь: приид`ите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира: взалкахся бо, и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя; наг бех, и одеясте Мя; странен, и введосте Мене; болен и в темнице, и приидосте ко Мне (ср.: Мф. 25, 34-36). Поелику же праведники удивятся и скажут: когда мы делали это для Тебя, Господи? Он речет им: аминь, аминь, глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25, 40). Небесный Царь не вынуждает, не требует податей, но приемлет усердствующих, чтобы подающие сами получили, оказывающие честь были почтены, допускающие других к общению временных благ призваны были в общение благ вечных. Сие во всякое время да будет у нас в памяти и пред очами душевными, чтобы не пропадало у нас текущее время, чтобы, пропустив настоящее, не ожидать нам другого времени, и в этом ожидании и отлагательстве не быть застигнутыми кончиною! Господь же да дарует нам оказаться благоплодными, бодрственными, памятующими заповеди Его, готовыми и ничем незадержанными к славному сретению Его, о Самом Христе и Боге нашем, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и всегда, и во веки веков!
Аминь.
http://www.wco.ru/biblio/books/vasilv4/Main.htm



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Познающая мир и людей




Сообщение: 460
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Россия, Россошь
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.07 21:02. Заголовок: Спаси Господи! Я все..


Спаси Господи! Я все прочитала, когда не могла войти на форум)а ответы приходили на ящик.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 36 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



bigmir)net TOP 100 Православие и Мир Православие.Ru молитвы, молитвослов, акафисты, псалтирь