АвторСообщение





Сообщение: 388
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 17.11.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 23:09. Заголовок: Исторические личности в Церкви, правда и вымысел.


Патриарх Никон.

 цитата:
Никон был личностью богато одаренной, человеком кипучей энергии. Однако до сих пор продолжаются споры о том, на что были израсходованы эти колоссальные усилия и каковы итоги Патриаршества Никона. Историки, как светские, таки и церковные, зачастую дают ему прямо противоположные характеристики. Одни (причем, не обязательно старообрядцы) считают Никона повинным в возникновении раскола и едва ли не всех последующих бедах России вплоть до ХХ столетия. Другие, наоборот, считают Патриарха-реформатора величайшей фигурой русской истории XVII века. Некоторые вообще почитали его святым, например, архиепископ Серафим (Соболев) митрополит Антоний (Храповицкий). Такое диаметральное расхождение в оценках, безусловно, говорит о незаурядности личности Никона и сложности его реформаторской деятельности как исторического явления.
http://www.pravoslavie.ru/arhiv/041005101126



Братие и сестры, что вам известно о патриархе Никоне - поделитесь знаниями.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 49 , стр: 1 2 All [только новые]







Сообщение: 24
Настроение: от Тебя это было
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.07 21:29. Заголовок: Картина


Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон у раки Святителя Филиппа




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 25
Настроение: от Тебя это было
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.07 21:42. Заголовок: Для меня - Патриарх Никон - святой


А ещё меня Бог сподобил побывать в Иверском монастыре, в 80-х, когда он был ещё в запустении. Типа с экскурсией. И я, тварь бессмыленная не смогла даже туда войти.
Зато позднее в паломничестве я побывала в Ново-Иерусалимском монастыре на Истре и получила большее утешение.
Этот монастырь потрясает всем.
Надо ещё съездить с фотоаппаратом, тока у меня нет.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 402
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 17.11.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.07 22:15. Заголовок: Никамута , я поеду с..


Никамута , я поеду с тобой! С фотом!

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 403
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 17.11.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.07 22:21. Заголовок: "Как Крест Христ..


"Как Крест Христов есть дверь Царствия для всех, так крест христиан есть ключ Царствия для каждого сына Царствия".

Из проповеди Святейшего Патриарха Никона



В 1639 году "в малом кораблеце с неким христианином" Соловецкий иеромонах Никон принесён был бурею к острову и, вступив на гранитную твердь, спросил: "Кий сей остров?" Поскольку остров был пуст "и жилецким людем непригоден, ибо всё камень голой", он и названия не имел. Тогда Никон сказал: "Пусть же сей остров зовётся Кий".

В память о своём чудесном спасении Никон обещал на том месте "поставить церковь и монастырёк соградить". Став Патриархом, он бил челом Царю Алексею Михайловичу о помощи в исполнении этого обета, и в 13-й день июня 1696 года дана ему была царская грамота о построении монастыря "во имя Честнаго и Животворящего Креста и святаго Чудотворца Филиппа митрополита". К тому времени из Палестины привезён был по просьбе Патриарха Никона крест "из дерева кипарисного, в высоту и в ширину во всём подобен мерою Кресту Христову". Сам Святейший Патриарх "обложил его серебром и златом, и драгоценным камением, и бисером украсил". И положил в нём святые мощи и отправил на Кийский остров.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 28
Настроение: от Тебя это было
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.07 23:00. Заголовок: :sm149: Договорили..


Договорились.
Я напишу в лс.
Может в каникулы?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 415
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 17.11.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.07 23:19. Заголовок: Никамута , для Вас -..


Никамута , для Вас - в любое время!!!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1213
Настроение: Слава Богу за всё и за скорбь и за радость!
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.07 23:24. Заголовок: хммм, ждёмс фотоотче..


хммм, ждёмс фотоотчет

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 416
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 17.11.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.07 23:26. Заголовок: Никамута пишет: ... ..


Никамута пишет:
 цитата:
... я побывала в Ново-Иерусалимском монастыре...
Этот монастырь потрясает всем.



Никон - это дивное и уникальное явление в русской архитектуре,
вносящее драгоценный вклад в сокровищницу национальной и мировой культуры и
искусства (построенный Патриархом Новоиерусалимский монастырь академик
И. Э. Грабарь назвал "одной из самых пленительных архитектурных сказок,
когда-либо созданных человечеством").

Жизнь и деятельность Никона поразительно многообразны и оставили след в
истории значительными и порой великими свершениями. Никон явился сгустком
самых разносторонних талантов. Он прекрасно разбирался во всех тонкостях
зодчества, был знатоком и ценителем иконописи, пения, литургики, прекрасно
владел искусством управления Церковью и государством, знал военное дело, был
выдающимся организатором, обладал огромными по тому времени познаниями в
области священной и гражданской истории, различных областей богословия,
занимался медициной, греческим языком, собрал прекрасную библиотеку самых
разнообразных сочинений от Аристотеля и Демосфена до святых отцов и учителей
Церкви.
При всем том Патриарх был великим молитвенником и подвижником.
Выходец из простых крестьян, Никон глубоко и искренне любил свой народ
и, будучи вознесен на высоту патриаршего престола, явился ярким выразителем
духа и воли русского народа, его бесстрашным и решительным заступником,
прославился как деятельный защитник притесняемых и угнетенных.

Протоиерей Лев Лебедев. http://bookz.ru/authors/lev-lebedev/lev_lebedev01/1-lev_lebedev01.html

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 417
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 17.11.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.07 23:28. Заголовок: Father , :sm36: ! С..


Father , ! С Никамутой в главной роли на фоне достопримечательностей!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1214
Настроение: Слава Богу за всё и за скорбь и за радость!
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.07 23:36. Заголовок: дщерь И только попр..


дщерь
И только попробуйте не сделать

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 419
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 17.11.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.07 23:40. Заголовок: Father , осталось то..


Father , осталось только с моделью договориться!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1216
Настроение: Слава Богу за всё и за скорбь и за радость!
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.07 23:42. Заголовок: дщерь Не понял, вс..


дщерь
Не понял, все персонажи паломничества обязаны просто запечатлеться на фото

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 432
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 17.11.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.07 00:04. Заголовок: Father , кто-то долж..


Father , кто-то должен быть там, где трудно - по эту сторону видоискателя!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 433
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 17.11.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.07 00:20. Заголовок: Патриарх Иосиф сконч..


Патриарх Иосиф скончался (15.04.1652). Поиск кандидата на Патриарший Престол составил одну из главных забот «ревнителей», по мнению боголюбцев, Предстоятелем должен был стать Стефан Вонифатьев, но он отказался от Патриаршества. Окончательный выбор в пользу Новгородского митр. Никона был сделан царем Алексеем Михайловичем вопреки мнению придворных. В Никоне царь увидел человека, способного на преобразования в духе близким им обоим идей вселенского значения русского православия.

Вступлению Никона на Патриаршество предшествовало перенесение мощей свт. Филиппа из Соловецкого мон-ря в Москву в июле 1652 г. Алексей Михайлович от имени своего царственного предка Ивана Грозного, виновного в смерти сщмч. Филиппа, принес публичное покаяние царской власти святому, что должно было символизировать как почитание духовной власти царскою, так и примирение в об-ве в целом.

Судьба и роль Никона в истории Русской Церкви уникальны. Он происходил из бедной семьи крестьянина-мордвина, испытал горечь сиротства и рано вступил на путь пастырского служения. Сначала был приходским священником в нижегородских пределах и в Москве, затем стал монахом в далеких северных мон-рях; в Анзерском скиту Соловецкого мон-ря учителем Никона был прп. Елеазар Анзерский, с которым он потом разошелся. Этот необычайно деятельный и энергичный человек достиг высшей церковной власти в период расцвета его интеллектуальных сил. В сер. 40-х гг. XVII в. состоялось знакомство Никона с царем Алексеем Михайловичем, Никон буквально очаровал юного монарха, который назвал северного пустынника «собинным» (особенным) другом и велел возвести его сначала в сан архимандрита Новоспасского мон-ря в Москве (1646), затем — Новгородского митрополита (1649) и, наконец,— Патриарха (1652). Никон и Алексей Михайлович имели много общего во взглядах на будущее России и Русской Церкви, этим было предрешено Патриаршество «собинного друга» и его участие в осуществлении богослужебной реформы, выношенной царем в кружке боголюбцев.

http://ezh.sedmitza.ru/index.html?did=703



Господь Вседержитель с припадающими сщмч. Филиппом и Патриархом Никоном. Икона. 1667 г. Круг царских мастеров (МОКМ)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 33
Настроение: от Тебя это было
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Третий Рим, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.12.07 22:33. Заголовок: Митрополит Иоанн (Снычев) пишет:


22 июля 1648 съехавшемуся на собор священству было предложено возвести достойнейшего из них — “мужа благоговейного и преподобного” на патриарший престол. Митр. Казанский Корнилий известил царя об избрании Никона, но согласие последнего последовало далеко не сразу. Разумея тяготы предстоящего служения, зная о враждебном отношении к нему со стороны боярства, Никон долго отказывался. Даже приведенный против воли в Успенский собор Кремля, он не соглашался и там.
Лишь тогда, когда царь и все присутствовавшие пали на землю и со слезами просили его не отрекаться вновь, он, умиленный, согласился, но потребовал от присутствующих обязательства “содержать евангельские догматы и соблюдать правила святых апостолов и законы благочестивых царей”. “Если обещаетесь слушаться меня, — просил Никон, — как вашего главного архипастыря и отца во всем, что буду возвещать вам о догматах Божиих и о правилах, в таком случае я, по вашему желанию, не стану больше отрекаться от великого архиерейства”. Царь, бояре и освященный собор произнесли пред святым Евангелием и чудотворными иконами обет исполнять предложенное Никоном, после чего он занял место патриарха всея Руси.
“Тесная дружба соединяла Никона с царем. Вместе молились они, рассуждали о делах, садились за трапезу. Патриарх был восприемником детей царских. Ни одно государственное дело не решалось без участия Никона. Великий ум последнего отпечатлен на счастливых годах царствования Алексея”, — пишет церковный исследователь Н. Д. Тальберг, осмысливая роль патриарха в русской жизни той поры с высоты XX столетия.
Державные заслуги первосвятителя велики и несомненны. Он сыграл чуть ли не решающую роль в деле присоединения Малороссии, благословил царя на войну с Польшей ради воссоединения русских земель. Отправляясь в 1654 в поход, Алексей оставил Никона правителем государства, несмотря на очевидное недовольство родовитых бояр. По возвращении с войны, встреченный патриархом в Вязьме, царь от радости при свидании наградил Никона титулом “великий государь”.
“Отец и богомолец” царский, “великий государь, святейший Никон, патриарх Московский и всея Руси” стал ярчайшим и авторитетнейшим выразителем русского взгляда на “симфонию властей” — основополагающую идею православной государственности, утверждающую понимание власти духовной и светской как самостоятельных религиозных служений, церковных послушаний, призванных взаимными гармоничными усилиями управить “народ Божий” во благонравии и покое, необходимых для спасения души. В предисловии к Служебнику, изданному в августе 1655 года по его благословению, говорится, что Господь даровал России “два великия дара” — благочестивого и христолюбивого великого государя-царя и святейшего патриарха.
“Богоизбранная сия и богомудрая двоица”, как вытекает из текста, есть основа благополучия и благоденствия Руси. “Да даст же (Господь) им, государем, по пророку (то есть согласно пророческим словам Священного Писания. — Прим. авт.), желание сердец их... да возрадуются вси, живущие под державою их... яко да под единым их государским повелением вси, повсюду православнии народи живуще, утешительными песньми славят воздвигшаго их истиннаго Бога нашего”, — говорится в заключение. Именно нарушение этого взаимного сочетания властей, ставшее следствием целого ряда причин политического, религиозного и личного характера, легло в основание последовавшей драмы (а в перспективе более длительной — привело к ужасам советского богоборчества после Октябрьской революции).


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 34
Настроение: от Тебя это было
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Третий Рим, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.12.07 22:37. Заголовок: http://i013.radika..






Патриарх Никон с братиею Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Начало 1660-х годов.

НИКОН (Никита Минов) (1605-17.08.1681), патриарх Московский и всея Руси (1652-1667).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 467
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 17.11.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.12.07 22:38. Заголовок: В XVIII-XIX вв., в п..


В XVIII-XIX вв., в период становления и развития нашей исторической
науки, имя Никона слишком тесно связывалось с его борьбой против
абсолютистских притязаний царского самодержавия на господство в церковных
делах. Эта борьба привела в 1666 году к возникновению знаменитого судебного
"дела" Патриарха; его лишили сана, сослали в заточение в монастырь. И хотя в
конце жизни он был возвращен из ссылки, а затем разрешен и восстановлен в
патриаршем достоинстве, русская монархия, начиная с Петра I, сохраняла к
нему отрицательное отношение. Предвзятый судебный процесс создал
определенную официозную версию о личности Никона, умышленно искажавшую его
духовный облик. Эта версия без особых изменений перекочевала затем в труды
таких видных историков, как С. М. Соловьев, митрополит Макарий (Булгаков) и
др., которые жили и писали в условиях той же монархии и насильственно
лишенной Патриаршества "синодальной" Церкви.
http://bookz.ru/authors/lev-lebedev/lev_lebedev01/1-lev_lebedev01.html

Большой Московский собор 1666-1667 годов с участием антиохийского патриарха Макария и александрийского патриарха Паисия неправедно и несправедливо осудил Никона на лишение сана и ссылку в Белозерские монастыри. Этот же Собор осудил и проклял всех, кто придерживается старых обрядов, то есть поддержав и одобрив все исправления, сделанные при Никоне, Собор не поддержал важнейшей духовной линии святейшего - допускать служение как по новым, так и по старым книгам и обрядам. После долгих споров с греческим духовенством русские архиереи на том же Соборе сумели добиться почти такого же решения вопроса об отношениях церковной и царской власти, на каком настаивал Никон: царь властен в делах мирских, а патриарх - в церковных. Алексей Михайлович не смог взять Церковь в свои руки, вынужден был потом даже упразднить Монастырский приказ.

Низложенный патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. В 1681 году уже при новом царе Феодоре Алексеевиче он был выпущен из заточения и должен был вернуться в свой любимый Новый Иерусалим. Но по пути в Ярославле 17(30) августа святейший мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви народа и своих учеников. В земной Новый Иерусалим привезли его тело и погребли как патриарха. У гробницы его стали совершаться многие исцеления и знамения благодатней помощи (особенно - матерям и несправедливо гонимым), что свидетельствовало о том, что душа его сподобилась пребывать в Небесном Иерусалиме. В сентябре 1682 г. в Москву были доставлены грамоты всех четырех восточных патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане патриарха Всея Руси.
http://www.iveron.ru/main.php?id=history_nikon

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 468
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 17.11.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.12.07 22:45. Заголовок: Никамута , синхронно..


Никамута , синхронно работаем!!!

Только я не пойму: с кем мы дискутируем, записавшись в дискуссионный клуб?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1332
Настроение: Слава Богу за всё и за скорбь и за радость!
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.07 02:22. Заголовок: дщерь Дискуссия одн..


дщерь
Дискуссия однако

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 36
Настроение: от Тебя это было
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Третий Рим, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.07 23:08. Заголовок: Наверно, с С. М. Сол..


Наверно, с С. М. Соловьевым, митрополитом Макарием (Булгаковым) и др. .

Впрочем я продолжу:
Никон был суров и строг — равно к себе и царю — там, где дело касалось духовного здоровья общества, авторитета Церкви и ее способности благотворно влиять на государственные институты России. “Патриаршие стрельцы постоянно обходят город, — писал Павел Алеппский, — и как только встретят священника и монаха нетрезвого, немедленно берут его в тюрьму и подвергают всякому поношению... Замеченные в пьянстве или нерадивом исполнении пастырских обязанностей ссылаются в сибирские монастыри”.
Трепетали перед Никоном и государевы люди. Его требовательность и непреклонность казались гордым боярам оскорбительными. “Неколи-де такого бесчестья не было, чтобы ныне государь выдал нас митрополитам”, — роптали недовольные сановники. “Что же должны были они чувствовать, когда Никон сделался вторым “великим государем”, начал давать свои приказы и указы, заставлял их стоять перед собою и с покорностью выслушивать его волю, публично обличал их за то или другое, не щадя их имени и чести? Могли ли они не употребить всех своих усилий, чтобы свергнуть Никона?” — говорит Макарий, митр. Московский, автор обширного труда по истории Церкви.
В 1658 царю подали жалобу на Никона. Благовидным предлогом для нее стало обвинение патриарха в неприемлемых нововведениях, а настоящей целью — поколебать его положение, “вбить клин” между государем и первосвятителем. Патриарх окружил себя недоступным величием, “возлюбил стоять высоко, ездить широко”, — сетуют жалобщики. Это обвинение — в посягательстве на права и целостность царской власти — стало мощным орудием, с помощью которого недоброжелатели Никона последовательно и терпеливо разрушали его дружбу с царем.
На самом деле великолепие и пышность патриаршего двора не имели ничего общего с честолюбивыми устремлениями, в которых упорно обвиняли святейшего. Они ни в коем случае не простирались на его личную жизнь, по-прежнему отличавшуюся суровой аскезой. Величие Церкви и ее первостепенную роль в русской жизни — вот что должны были, по замыслу Никона, знаменовать его торжественные, величественные богослужения.
???
Постепенно отношения Алексея Михайловича с патриархом стали охладевать, и охлаждение это неизбежно проявлялось в делах. Царь отменил некоторые распоряжения патриарха, стал назначать священников и игуменов без согласования с Никоном. Наконец летом 1658 произошел открытый разрыв.
После длительных молитвенных размышлений он выбрал единственно возможный для себя путь: незаконным притязаниям не подчиняться, в открытое противостояние не вступать; указывая на нетерпимость положения, рассчитывая на отрезвление и покаяние со стороны светской власти, оставить кафедру Московского первосвятителя и удалиться в подмосковный Воскресенский монастырь “Новый Иерусалим”.
патриарх утром 10 июля, после совершения литургии и произнесения положенного поучения из бесед Иоанна Златоуста, объявил вслух, что он оставляет патриаршию кафедру, поставил к Владимирской иконе Божией Матери патриарший посох и в ризнице написал письмо царю.
Смущенный царь желал успокоить Никона, но их примирение никак не входило в планы боярской верхушки. Посланный Алексеем кн. Трубецкой вовсе не имел расположения мирить патриарха с царем и вместо успокоительных речей обрушил на первосвятителя град упреков. Никон обличил посланника в недостойных интригах, переоблачился и пешком отправился из Кремля на Иверское подворье. Народ простосердечно плакал и держал двери храма, пытаясь предотвратить отшествие архипастыря. С подворья патриарх уехал в Воскресенскую обитель, откуда прислал благословение управлять делами церковными митр. Питириму Крутицкому, оставив за собой три монастыря, особенно близких и дорогих своему сердцу. Царю написал теплое, трогательное письмо, в котором смиренно просил о христианском прощении за свой скорый отъезд.
Бывали на Руси и раньше случаи оставления престола иерархами, но такого принародного ухода (и сохранения за собой патриаршего звания без управления делами) не случалось. Никон становился как бы живым укором для тех, кто настраивал царя против первосвятителя.

Но надежде на примирение не суждено было сбыться. Интриги и злоречие приносили свои горькие плоды — несколькими взаимными резкостями патриарх и царь оборвали тонкую нить возрождающегося единомыслия окончательно. В 1662 в качестве последнего аргумента Никон пишет “Разорение” — обширное сочинение, насчитывающее более 900 стр. текста, в опровержение мнений своих противников и в защиту своей позиции.
Время шло, и положение Русской Церкви, лишенной законного управления, становилось нестерпимым. Наконец в 1666 в Москве собрались на Собор русские пастыри, прибыли и специально приглашенные по этому поводу царем патриарх Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, имея полномочия от остальных православных патриархов для решения судьбы Никона.
Решением соборного суда было: лишить Никона патриаршества и священства, сослать его в Ферапонтов монастырь. “Отселе не будеши патриарх, и священная да не действуеши, но будеши яко простой монах”, — торжественно объявили судьи Никону. Однако народ любил его, несмотря на происки бояр и определения суда, так что, удаляя бывшего патриарха из Москвы, опасаясь волнений, его окружили многочисленной стражей, а к москвичам обратились с пространным манифестом, перечислявшим “вины” низложенного первосвятителя.

Узнав о смерти монарха, Никон прослезился и сказал: “Воля Господня да будет. Подражая учителю своему Христу, повелевшему оставлять грехи ближним, я говорю: Бог да простит покойного”.
С воцарением Феодора Алексеевича положение Никона ухудшилось. Из Москвы был удален его доброжелатель боярин Артамон Матвеев, потеряли значение благоволившие к нему Нарышкины. Первенствующее значение при дворе получили Милославские и Хитрово, враги ссыльного архипастыря. Его перевели в Кирилла-Белозерский Успенский монастырь, где Никону предстоял “последний период испытаний, из которого вышел он как злато, искушенное в горниле” (М.В. Толстой). Страдая от угара в дымных кельях, теряя остатки здоровья, старец едва не скончался от “невыразимого томления”, помышляя лишь о вечности, оставив мирские попечения и житейскую суету.

День своего освобождения Никон предузнал заранее по тайному благодатному предчувствию. Ко всеобщему изумлению, он вдруг велел своей келейной братии собраться и отдал распоряжение готовиться в путь. Путь этот, ставший его последним земным странствием, послужил одновременно дорогой его духовного торжества. В сретение старцу выходили насельники окрестных монастырей, стекавшиеся местные жители благоговейно просили архипастырского благословения. Но силы уже окончательно оставляли его, и 17 августа 1681 в обители Всемилостивого Спаса Никон мирно почил в кругу своих верных сподвижников и духовных чад.
В Никоне с совершенной полнотой отразилось самосознание Русской Церкви, самосознание духовной власти, твердо разумеющей свое высочайшее призвание и величайшую ответственность; отвергающей возможность каких-либо уступок и послаблений в святой области ее пастырских попечений; тщательно хранящей Божественный авторитет священноначалия и готовой исповеднически защищать его перед лицом любых искушений и скорбей.
Никон прекрасно понимал все извивы политических интриг. Но, разумея промыслительность происходящего, памятуя изречение Священного Писания о том, что “сердце царево в руце Божией”, первосвятитель с определенного момента отстранился от придворной борьбы, полагая свою личную судьбу и будущее Отечества и Церкви полностью на усмотрение Божие.
Митрополит Иоанн (Снычев)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 473
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 17.11.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.07 00:40. Заголовок: Никамута пишет: Нав..


Никамута пишет:

 цитата:
Наверно, с С. М. Соловьевым, митрополитом Макарием (Булгаковым) и др. .




Никамута, отличное подробное сообщение!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1355
Настроение: Слава Богу за всё и за скорбь и за радость!
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.07 00:47. Заголовок: Ну и я отпишусь тепе..


Ну и я отпишусь теперь
Являясь сторонником Патриарха, вынужден сказать следующее, не подобает священству входить в дела государственные, или оставлять сан и служить на земном поприще.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 58
Настроение: от Тебя это было
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.08 03:01. Заголовок: Как так, батюшка? А ..


Как так, батюшка?
А прп. Сергий Радонежский и свт. Гермоген?
Они собирали остатки государства в единое целое.
Может с памятью моей не очень... стало

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 59
Настроение: от Тебя это было
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.08 03:08. Заголовок: Дщерь, вот для начал..


Дщерь, вот для начала ознакомьсь

Задумывая этот необычный монастырь более трехсот лет тому назад, патриарх Никон заботился о тех, кто не мог побывать на Святой Земле. Чтобы человек, побывав здесь, имел возможность воскресить в памяти Евангельские события связанные с местами погребения и воскресения Иисуса Христа.

Русская Палестина




Окрестности монастыря: селения, холмы, река Истра – все напоминало оживший пейзаж христианской Палестины. Здесь был создан не имеющий аналогов в христианском мире архитектурно-ландшафтный образ Святой Земли, где в топографическом соответствии с прообразом были расположены Елеон, Вифания, Фавор, Ермон, Иордан и др. святые места Палестины.

http://www.ierusalim.ru/

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 46
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 31.12.07
Откуда: Россея
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.08 15:49. Заголовок: Никамута , гран мерс..


Никамута , гран мерси!

Изучаю...



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1476
Настроение: Слава Богу за всё и за скорбь и за радость!
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.08 17:51. Заголовок: Никамута Примеры н..


Никамута
Примеры не совсем корректные

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 73
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 31.12.07
Откуда: Россея
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.01.08 22:48. Заголовок: Никон объяснял причи..


Никон объяснял причины своего ухода от правления следующим образом. В
своем знаменитом "Возражении или разорении" на 30 вопросов по его делу,
заданных боярином Симеоном Стрешневым Паисию Лигариду, и ответов Паисия на
эти вопросы Никон свидетельствует: "Царь при избрании нас на Патриаршество
дал клятвенное обещание перед Богом и всеми святыми хранить непреложно
заповеди Евангелия, святых апостолов и святых отцов, и пока пребывал в своем
обещании повинуясь Святой Церкви, мы терпели.

А когда царь изменил своему обещанию и на нас положил гнев неправедно, мы
10 июля, совершив во святой великой церкви Божественную литургию и
засвидетельствовав перед Богом и всеми святыми о напрасном государевом
гневе, вышли, по заповеди евангельской, из града Москвы, отрясли прах от ног
наших и тогда же письменно известили царя, что уходим ради его неправедного
гнева и что он даст за всё ответ перед Богом. Кто же укорит меня, что я
поступил вопреки воле Божией, а не по правде, и какое тут отречение?"

Далее в этом же труде, при возражении на 17-й вопрос, где говорилось, что
святители могут покидать на время свои престолы только ввиду военного
нападения, Патриарх Никон пишет: "Не больше ли войны - гнев царский?.. Из
Москвы я отошел не без ведома царева: царь знал, что гневается на меня без
правды. И от него приходили ко мне... и я им говорил, что иду из Москвы от
немилосердия государя, пусть ему будет просторнее без меня (курсив
мой. - Прот. Л.)... а то, гневаясь на меня, он не ходит в церковь, не
исполняет своих обещаний, данных при нашем избрании на Патриаршество, отнял
себе суд церковный, велел судить нас самих и всех архиереев и духовный чин
приказным людям".

В 24-м возражении, говоря о привилегиях церковных, святитель Никон
восклицает: "Мы не знаем иного законоположника себе, кроме Христа, Который
дал нам власть вязать и решить. Уж не эту ли привилегию дал нам царь? Нет,
но он похитил ее от нас, как свидетельствуют его беззаконные дела. Какие? Он
Церковью обладает, священными вещами богатится и питается, славится тем, что
все церковники - митрополиты, архиепископы, священники и все причетники
покоряются ему, оброки дают, работают, воюют; судом и пошлинами владеет".
Такое обладание царя Церковью, по слову Никона, является "антихристовым
узаконением". Господь сказал о последнем времени, что тогда... "за умножение
беззакония иссякнет любы многих... Какого беззакония? Того, если кто
восхитит непринадлежащее ему, как государь царь восхитил Церковь и всё
достояние ее в свою власть беззаконно, и потому нас ненавидит, как
прелюбодей никогда не может любить законного мужа, но всегда помышляет о нем
злое...".

В ответе на 26-й вопрос Стрешнева Лигарид утверждал, что "царь
может ставить архимандритов и всякие церковные власти - это одна из
привилегий царских, и у всех народов обычай - царю раздавать должности, для
чего и орел царский пишется двуглавым, расширяющим достоинство царя -
церковное и мирское". На это Никон заявил: "Ты солгал и здесь, как и везде
прежде. Нигде, даже в царских законах, не написано, чтобы царю избирать
епископов и прочих властей (подразумевается церковных. - Прот. Л.)... А то
правда, что царское величество расширился над Церковью, вопреки Божественным
законам, и даже возгорелся на самого Бога широтою своего орла (выделено
везде мной. - Прот. Л.).

Такого определенного, решительного и гневного осуждения царской власти
за ее посягательство на Церковь наша история не знала ни до Никона, ни после
него! Во всех этих словах - поразительное свидетельство о некоем духовном
перерождении русской монархии, когда из защитника Церкви она начала
превращаться в ее обладателя и распорядителя. Строго говоря, в мистическом
смысле осуществление такого стремления вообще невозможно: Глава Церкви -
Христос. Но в эмпирическом, земном, плане какое-то подавление
самостоятельности церковного управления со стороны монархии, внешнее
господство над церковными делами может иметь место.

Это изменение или перерождение монархии Никон почувствовал на себе,
увидев явление в самом зародыше, когда почти никто из его современников не
видел, или не хотел видеть. Поэтому доказать справедливость своих обвинений
Никону было крайне трудно. Самыми сильными и основательными обвинениями
Патриарха, по существу, являются следующие:
1. Царь нарушил клятву, которую дал при поставлении Никона на
Патриаршество, - повиноваться Патриарху во всех церковных делах;
2. Царь возжелал править церковными делами сам, стремясь поставить себя
в Церкви выше Патриарха.

Происходил переход инициативы в церковных делах в руки царской власти,
когда царь брал ответственность за Церковь на себя. Он еще не нарушал
принятых ранее законов в отношении Церкви, не вводил новых, но начинал
править церковными делами даже не в совете с Патриархом, а "преболе" его.
Вот об этом с острой тревогой и болью Никон свидетельствовал своим
современникам, самому царю, но его свидетельства не принимали. Ясно видя
сущность происходящего и справедливо усматривая в этом духовную катастрофу
для России, Патриарх Никон в своих обличениях был не всегда точен, допускал
резкости, ошибки, преувеличения. Однако нельзя не видеть, что через все его
обличения красной нитью проходит острая боль о том, что град земной восстал
на Град Небесный и пытается подчинить его себе, что Церковь теряет должную
независимость, что царская власть беззаконно узурпирует власть духовную, что
"приближается тиранское разорение Церкви", как выразился Никон в письме к П.
Лигариду в 1662 г.

При таком положении вещей Патриарх - Глава Русской Церкви - должен был
стать в значительной мере номинальной фигурой, во всем послушной воле
самодержца. Таким Патриархом Никон быть не мог и не хотел. Уход от правления
стал для него вынужденным и единственно возможным шагом.

http://bookz.ru/authors/lev-lebedev/lev_lebedev01/page-4-lev_lebedev01.html


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 65
Настроение: от Тебя это было
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.01.08 03:13. Заголовок: Вот так загогулина! ..


Вот так загогулина!
А я и не знала, но чувствовала, что то тут не так.
Радует то, что наш нынешний президент ( не помню точно когда) ездил к патриарху Никону.
ИМХО просил прощение и брал благословение.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 91
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 31.12.07
Откуда: Россея
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.01.08 15:53. Заголовок: Никамута , конкретне..


Никамута , конкретнее. Чему удивилась-то?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 80
Настроение: от Тебя это было
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.01.08 23:16. Заголовок: Да я про симфонию. П..


Да я про симфонию. Побыла несколько лет и не стало ея.
Потом в феврале 1917г. в другую сторону одеяло пошло.
И тоже катастрофой кончилось.
Как дальше будем жить-поживать? Одному Богу известно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 155
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 31.12.07
Откуда: Россея
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.08 00:13. Заголовок: Никамута , симфония ..


Никамута , симфония до этого была. Патриарх Никон предвидел, что произойдет при царе Петре I. Пытался предотвратить. Советую - прочитай всю работу. Большая. Но, полезная.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 82
Настроение: от Тебя это было
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.08 22:10. Заголовок: Букв много. Может на..


Букв много. Может на пенсии?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 159
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 31.12.07
Откуда: Россея
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.08 22:16. Заголовок: Ждать долго. Ты ешо ..


Ждать долго. Ты ешо молодая!

Мож, кого еще обсудим?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 83
Настроение: от Тебя это было
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.08 22:19. Заголовок: Путю? :sm15: ..


Путю?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 160
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 31.12.07
Откуда: Россея
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.08 22:48. Заголовок: :sm15: :sm36: :sm..


А что с ним? Надо вывести на чистую воду? Будем компромат копать? Или встаем на защиту?

Тему вишь? "Исторические личности в Церкви, правда и вымысел".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 162
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 31.12.07
Откуда: Россея
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.08 19:21. Заголовок: 12/01/2008 Предстоят..


12/01/2008 Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Бородицкий Святоезерский Валдайский Иверский мужской монастырь.

... Валдайский монастырь был построен Патриархом Никоном в середине XVII века на Сельвицком острове посередине озера Валдай по образу Иверской обители на Афоне; практически сразу после основания он превратился в центр духовного просвещения, книгопечатания и ремесел.

... Храмовый образ был написан по заказу Патриарха Никона на Святой Горе Афон, однако в 1927 году во время разорения обители святыня была увезена святотатцами в неизвестном направлении. После возобновления монашеской жизни в 1991 году в храм был передан список Иверской иконы, написанный в 1854 году как благословение валдайскому ополчению, которое уходило на Крымскую войну. По информации телеканала НТВ, в 1993 году в храме случился серьезный пожар, во время которого сгорели даже задняя часть иконы и рама, но сам лик Божией Матери, который три часа находился в огне, оказался не поврежден.

...На молебне присутствовал президент России В.В. Путин, к которому после богослужения обратился Предстоятель Русской Православной Церкви.
"Мы благодарим Вас за то, что Вы воззрели на порушенную святыню. Благодаря Вашему вниманию многие откликнулись на призыв возродить прославленную обитель, чтобы Иверский монастырь с его святыней — Иверской иконой Божией Матери стал вновь тем местом, куда приходили бы люди для духовного утешения, для того чтобы почерпнуть силы на своем жизненном пути."

Святейший Патриарх Алексий напомнил об интересной исторической параллели: «Думаю, в какой-то степени повторяется история: в 1653 году был основан этот монастырь, на его открытии были Святейший Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Прошли годы упадка Валдайской обители. Заботами и попечениями нашего государства возрождается эта святыня».





http://www.mospat.ru/index.php

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 85
Настроение: от Тебя это было
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.08 20:57. Заголовок: Я буду хвалить: "..


Я буду хвалить:
"Увидев бедственное состояние монастыря еще в августе 2001 года, Путин распорядился выделить из своего резервного фонда средства на его реставрацию. В декабре 2007 года она была завершена. За период реконструкции монастырского комплекса были проведены наружные и внутренние отделочные работы, заменены инженерные коммуникации, сообщает ИА "Росбалт-Север". Установлены новая котельная, очистные сооружения, смонтированы два 1000-киловольтных трансформатора. Кроме того, территория монастыря благоустроена и выполнен контур наружного освещения, построен причал для швартовки судоходного транспорта."


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 164
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 31.12.07
Откуда: Россея
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.08 21:04. Заголовок: Никамута , не перехв..


Никамута , не перехвалила?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1644
Настроение: Слава Богу за всё и за скорбь и за радость!
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.08 10:41. Заголовок: Монастыри это хорошо..


Монастыри это хорошо, а вот детские лагеря отдыха, больницы, эхххх, не поддерживаю я эту помощь

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Труженица




Сообщение: 340
Зарегистрирован: 20.11.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.08 15:46. Заголовок: Father пишет: ...а ..


Father пишет:

 цитата:
...а вот детские лагеря отдыха, больницы, ...



а бесплатная медицина, а пенсиии???? Почти половина народа на грани нищеты...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1645
Настроение: Слава Богу за всё и за скорбь и за радость!
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.08 18:27. Заголовок: Мариникс Именно. Мо..


Мариникс
Именно.
Монастырям не надо помогать на гос. уровне. Будет народ жить нормально, а не выживать, уйдут такие явления(кстати искорененные при Советах) как беспризорство, детская проституция, детская наркомания, детская уголовщина и другие явления, как убийства за алюминиевую кстрюльку старушки.
Тогда и монастыри отстроятся, а эти деньги , что сейчас государство или богатые "жертвуют", отняты у беззащитных. Таким деньгам нет места в Храме.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 88
Настроение: от Тебя это было
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.01.08 01:32. Заголовок: Батюшка, он же из св..


Батюшка, он же из своего резервного фонда... Ну как десятина.
По примеру царя-мученика Николая.
Без котельной там очень сыро, на острове то.
Опять же пристань...
Дщерь, когда поедем в Иверский монастырь?
Сразу после Н/Иерусалимского?

Какие то мы виртуальные паломничихи.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 167
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 31.12.07
Откуда: Россея
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.01.08 23:59. Заголовок: Когда человек сыт, и..


Когда человек сыт, и в довольстве, и в достатке, тогда и не вспоминает о Боге. Что и было, Father, в Вами поминаемое советское время (мирное). Хоть и бесплатная медицина была и пенсионеры сытые сидела во дворах, резались в домино. Никто (подавляющее большинство) не вспоминал про храм и Бога, не спешил востанавливать разрушенную церковь, каяться в грехах, думать о своем Спасении. Богоотступничество - вот главный грех. Сытое человечество, служащее другому богу - этого желаете, батюшка? Опять безбожную социалистическую утопию? Пример сытого Христопродажного Запада ни о чем не сигналит?

Вся история человечества показывает, что про Бога вспоминают только, когда грянет беда, война, мор или другие страдания и разрушения. Тогда - доставай иконы, накладывай посты, вставай на молитву, обходи крестными ходами.

НЕ может быть Рай на земле. Не могут быть все праведниками, молитвенниками, преподобными, да еще и с хорошей достойной зарплатой, пенсией, бесплатной медициной, учебой. Нет общества без всех этих тяжких пороков, без дьявольского влияния и вмешательства.

Идет борьба Истины со злом, за наши души. Это - как сообщающиеся сосуды! И если что-то где-то прибавилось (стали открывать храмы, люди узнавать про Бога, молиться, думать о спасении души), то враг тут же усиливает свое влияние (наркомания, преступность, разврат и проч., в т.ч. и детское).
Вот и выбирайте жизнь: сыто, без Бога или - в трудном служении Господу. И где сказано, что путь Господний легкий? Спаситель показал пример христианской жизни, к каким почестям и наградам мы тут должны быть готовы. Награда только на Небесах.

Примерно уже догадываюсь, батюшка, о Вашей модели построения государства.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 91
Настроение: от Тебя это было
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.01.08 00:30. Заголовок: Нет, ну всё же... Я ..


Нет, ну всё же... Я встречала высказывания, что мол, если бы большевики не пошли против Церкви, то вполне возможен христианский социализм. Имеется ввиду как в Финляндии или Швеции?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 98
Настроение: Зима...пришла
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.05.08 20:12. Заголовок: Вот ведь загогулина ..


Вот ведь загогулина истории какая: одна голова хорошо, а две лучше...



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 223
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 31.12.07
Откуда: Россея
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.08 00:29. Заголовок: Никамута , ты обе лю..


Никамута , ты обе любишь?!! Головы-то?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 228
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 31.12.07
Откуда: Россея
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.08 23:40. Заголовок: Дмитрий Медведев вст..


Дмитрий Медведев вступил в должность Президента России, принеся присягу на особом экземпляре Конституции РФ, которая обычно хранится в президентской библиотеке.





Дмитрий Медведев получил благословение Патриарха Московского и Всея Руси.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 99
Настроение: Зима...пришла
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.08 19:21. Заголовок: Вот она - симфония!!..


Вот она - симфония!!!



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 235
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 31.12.07
Откуда: Россея
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.08 23:05. Заголовок: Хороший снимок, Ника..


Хороший снимок, Никамута!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 49 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



bigmir)net TOP 100 Православие и Мир Православие.Ru молитвы, молитвослов, акафисты, псалтирь