АвторСообщение
Архивариус




Сообщение: 342
Настроение: хорошее преходящее в лучшее..
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: Россия, СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.12.07 08:24. Заголовок: В защиту не - простоты или о ереси гносеомахии


В защиту не - простоты или о ереси гносеомахии
Преподобный Амвросий Оптинский некогда сказал золотые слова: «Где просто, там Ангелов со сто»... Но эти слова не про нас. Тогда, полтора века назад, вокруг был православный мир, православная школа, государство, семья. У каждого под рукой был добротный хлеб - жизнь своего прихода. Захотел большего - поезжай в ближайший монастырь. А богословие было этаким интеллектуальным пирожным, излишним и не связанным с реальной жизнью и ее проблемами. Сегодняшний мир ежедневно обращает к христианам тысячи вызовов. И человек, который не воспитан в традиции религиозной мысли, оказывается беззащитен. Он не сможет отличить подлинное от подделки и, даже имея подлинное, не сможет передать его своим детям. Так что сегодня где просто - там ересей со сто. Так и в самой церковной среде, а уж тем более в светской.
Православие становится интересным, привлекательным для тех людей, у которых есть вкус к сложности, вкус к мысли, вкус к самостоятельности, умение плыть против течения. Поэтому давайте перестанем воспроизводить на уровне приходских пересудов и в церковных изданиях все эти привычные хулы из позапрошлого века по поводу интеллигенции, которая Россию продала. Любому, кто от имени Церкви начнет мусолить тезис о том, что от учености и книжности всякие, мол, следуют духовные беды, стоит жестко напомнить, что он цитирует апостольского врага. Именно: Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия (Деян. 26, 24). Люди, которые твердят о ненужности знания и образования, надеясь на свои духовные способности, становятся жертвой столь воспеваемого ими невежества. Их знаний не хватает даже на то, чтобы заметить еретичность своей позиции. Гносеомахия - война против познавательных усилий человека - в Церкви считается ересью: «Они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких-либо знаний в Божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию»,- передает преподобный Иоанн Дамаскин учение ереси гносеомахов (88-й в его каталоге еретиков)[1].
Гносеомахам в 16 веке хорошо ответил Эразм Роттердамский: "Вы спрашиваете, зачем нужна философия для изучения Писания? - Отвечаю: А зачем нужно для этого невежество?"[2].
И еще из Григория Богослова: «Не должно унижать ученость, как рассуждают о сем некоторые, напротив, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве»[4].
Блаж. Иероним Стридонский, предприняв новый перевод Писания на латынь, долж был принять немало оскорблений прежде, чем его Вульгата стала каноническим текстом в Западной Церкви: «До меня неожиданно дошел слух, что некоторые людишки бра¬нят меня непрестанно, зачем в Евангелиях, против мнения всего света и вопреки авторитету старины, я пытаюсь исправлять кое-что. Я мог бы презреть их по праву - не для осла звучит лира... Мужицкое невежество они одно и считают за святость, уверяя, что они ученики рыба¬ков, как будто бы люди потому лишь могут быть праведны, что ничего не знают»[5].
Тут, впрочем, надо сказать о вкладе русских переводчиков Библии в волну гносеомахии. В нашем синодальном переводе, выполненном в XIX веке, мы читаем сегодня слова апостола Павла: - боюсь, чтобы ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе (ср.: 2 Кор. 11, 3). И делаем вывод: простота - это хорошо, а всякая умственная сложность и критичность - плохо... Но ведь слово «уклонившись» набрано курсивом. Это означает, что его просто нет в греческом оригинале (кстати, его действительно нет ни в одной из греческих рукописей) и его вставили переводчики для уяснения смысла. Увы, в данном случае они своей вставкой смысл затемнили... Церковнославянский перевод несет противоположный смысл: Боюся же, да не истлеют разумы ваши от простоты, яже о Христе. Да и по контексту своей речи Павел предупреждает коринфян, что их простота может довести их до беды: если они будут доверять всякому, кто будет к ним обращаться от имени Христова[11]...
Бывает простота благодатная, например, простота последних лет жизни Иоанна Богослова, когда он только одну фразу говорил: «Дети, любите друг друга». Благодатная простота как цельность души, знающей только Христа и всюду видящей только Предмет своей единственной любви - добра. Но бывает простота, которая хуже воровства. Это искусная стилизация, когда человек, прошедший огонь, воду и медные трубы, с кучей всяких дипломов за плечами, вдруг начинает стилизовать себя: «Ай, надо по-простому, надо без всякой мысли, критики, размышления». Искусственная стилизация, игра в упрощение - это разновидность лицедейства и косметики. Это плохо. По слову Владимира Лосского, русского богослова ХХ века: "если современный человек желает истолковать Библию, он должен иметь мужество мыслить, ибо нельзя же безнаказанно играть в младенца; отказываясь абстрагировать глубину, мы, уже в силу самого языка, которым пользуемся, тем не менее абстрагируем - но уже только поверхность, что приводит нас не к детски восхищенному изумлению древнего автора, а к инфантильности"[29]. Или, по четкой формулировке философа Льва Карсавина - "наивные представления о Боге в содержание веры не входят"[30].
Увы, горькие слова, сказанные еще в XIX столетии, профессором Н. Глубоковским, хорошо характеризуют и нынешние настроения во многих церковных, а наипаче монашеских кругах - «всякий мнил себя богословом по самому праву воспринятой им христианской веры и не только не давал труда строгой систематической подготовки, но пренебрегал ею, унижал богословскую науку и немногих ее адептов и взывал о принижении до своего примитивного уровня»[31].
В начале ХХ века Антонию (Храповицкому) пришлось даже писать статью со скандальным названием - «В защиту наших Академий»: «Нам грустно слышать несправедливые фразы о том, что академия священнику не нужна; говорящий такие фразы подобен или петуху перед зерном жемчужным, или свинье под дубом вековым»[32]. А священномученик архиепископ Иларион напоминал слова Сильвестра Коссова: «Латинские науки нашему народу нужно изучать прежде всего для того, чтобы нашей Руси бедной не звали Русью глупой»[33].
В Церкви есть такое неписаное правило: в созвездии наших святых избери себе для подражания того, кто наиболее похож на тебя по обстоятельствам своей жизни. Это означает, что:
1) лучше прилагать к себе советы подвижников, живших в недавнее время, а не советы древних. Ведь обстоятельства жизни и культура, в которой жили святые XIX века или новомученики века XX-го, более похожи на те проблемы, которые обступают нас;
2) попробуйте выбрать такого святого себе в учители, который по своей социальной ситуации был похож на нас. А в некоторых отношениях нам ближе сегодня святые III-IV столетия, но не XIX-го. Тогда христианство тоже было меньшинством, иногда гонимым, иногда терпимым, но все же меньшинством. Оно не было имперской религией, религией большинства. Но это и не была совсем маленькая горстка, как в I и II веках. Христианам III века надо было свидетельствовать и объяснять, а не повелевать. Приходило ли в голову святому Киприану Карфагенскому призывать своих прихожан пикетировать римский сенат с лозунгами: «Мы протестуем против агрессивной внешней политики! Требуем закрыть термы! Долой театр!». Нет, своим прихожанам он говорил: «Вы в баню не ходите» (бани тогда были общие). И пояснял: «Даже если ты при виде чужой наготы не будешь разжигаться блудными мечтами, то другому дашь повод к таким мечтаниям». Но при этом не было призывов к сожжению бань и не было попыток цензуры театрального репертуара;
3) выбери святого, наиболее близкого к тебе не только по времени, но и по его служению, по обстоятельствам его жизни. Если ты многодетный семьянин, то тебе полезнее будет ознакомиться с документами из жизни Царской Семьи. А уж если на твоем носу очки, и твоя «карма» помечена университетским дипломом, то не надо актерствовать и корчить из себя «простодушную пейзанку». «Утраченного невежества не воротишь» (Лоренс Питер). Лучше примириться со своей сложностью и воцерковить себя во всей своей сложности и образованности. И тогда ориентиры для себя надо искать среди церковной святой интеллигенции, а не среди отшельников. Святые книжники Церкви - это апостол Павел и Григорий Богослов, Василий Великий и патриарх Цареградский Фотий, митрополиты Филарет (Дроздов) и Серафим (Чичагов)... У них нужно учиться тому, как талант интеллектуальной сложности и светского образования приносить на служение Христу, а не ампутировать его[35]. И от этих же Отцов стоит расслышать предупреждение: «Не должно предписывать на основании обычая там, где следует доказать рассуждением»[36].
Христос пришел для всех. Значит - и для образованных людей тоже, а не только для «простецов» (которые, вдобавок, начинают совершенно некстати гордиться своей «простотой»).
Жизнь не сводится к простоте. Вот когда нас приведут к суду, требуя отречься от Христа, тог¬да наш ответ должен быть прост: да-да, нет-нет, а все остальное было бы от лукавого. А в реальной жизни оттенков очень много.
Сегодня рационализм никак не может быть отцом ересей. Сегодня это средство защиты Православия. Ясность убеждений, их аргументированность и осознанность - необходимое условие для того, чтобы быть православным в век расплывчатого и туманно-удушливого «плюрализма».
Богословие, которое было чем-то отвлеченно-дидактическим и неактуальным в позапрошлом веке, сегодня оказалось жизненно необходимым. Вдвойне презрительно-снисходительное отношение к богословию (со стороны светской интеллигенции[47], и со стороны немалого числа монашествующих) сегодня слишком устарело и слишком рискованно.
И потому ясна уловка наших недругов, понятно, почему столь настойчиво твердят нам нецерковные «гуманисты»: «Да оставьте вы ваше богословие, ваши старые догмы, перестаньте спорить, займитесь экологией, благотворительностью, активной социальной работой... Но только не думайте над источниками вашей ортодоксии, только не изучайте вы своих древних отцов!». Когда нас призывают быть «открытыми», на самом деле имеют в виду именно закрытость: «Закройте вы этих старых учителей вашей Церкви. Заслоните себя от фундаменталистского влияния вашей традиции. Откройтесь новому, современному, общечеловеческому». Открытым нужно быть ко всему чужому - чтобы закрыться от своего. Изучай модерновое и иностранное - чтобы ты вдруг не принялся за восстановление своего почти разрушенного, почти украденного и от начала до конца оболганного...[49]
Пресса норовит отобрать у тебя право на собственное мнение (уверяя, что, мол, все мнения равны и настаивать на своей правоте нехорошо)? - Что ж, проявить самостоятельность и остаться в самом немодном, самом обвиняемом лагере - в христианстве - будет достойным и вопиющим непослушанием. Когда полно призывов «голосуй сердцем»[51] - самое время спокойно и трезво подумать. В том числе - на богословские темы.
Кураев Андрей, диакон 22 октября 07
http://www.bogoslov.ru/text/220385.html

В этой теме, как и в предыдущей о дарвинизме остаются в силе слова батюшки Иоанна.
Father
Убедительная просьба, никаких переходов на личности, только дискуссионный вопрос, все мнения ценны и имеют право на жизнь.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 15 [только новые]







Сообщение: 1134
Настроение: Слава Богу за всё и за скорбь и за радость!
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.12.07 10:53. Заголовок: Христос пришел для в..


Христос пришел для всех. Значит - и для образованных людей тоже, а не только для «простецов» (которые, вдобавок, начинают совершенно некстати гордиться своей «простотой»).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Архивариус




Сообщение: 343
Настроение: хорошее преходящее в лучшее..
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: Россия, СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.12.07 11:22. Заголовок: Father пишет: Христ..


Father пишет:

 цитата:
Христос пришел для всех. Значит - и для образованных людей тоже, а не только для «простецов» (которые, вдобавок, начинают совершенно некстати гордиться своей «простотой»).


Во истину так! Во истину!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
келарь Теремка




Сообщение: 193
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.12.07 15:50. Заголовок: Father пишет: Христ..


Father пишет:

 цитата:
Христос пришел для всех. Значит - и для образованных людей тоже, а не только для «простецов» (которые, вдобавок, начинают совершенно некстати гордиться своей «простотой»).


Спаси Господи! Не дай Бог, будет еще поддерживаться атеистическое мнение, что вера в Бога - удел малограмотных.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1138
Настроение: Слава Богу за всё и за скорбь и за радость!
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.12.07 15:54. Заголовок: Наташа Вера в Бога ..


Наташа
Вера в Бога - дар от Бога.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
келарь Теремка




Сообщение: 194
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.12.07 16:06. Заголовок: Father пишет: Вера ..


Father пишет:

 цитата:
Вера в Бога - дар от Бога.


Аксиома. Спору быть не может.
И малограмотный может быть полным атеистом. И ученый, узнавая больше, восхищается премудростью Создателя. Простота дуовная.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1140
Настроение: Слава Богу за всё и за скорбь и за радость!
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.12.07 16:20. Заголовок: Наташа 100%..


Наташа
100%

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
келарь Теремка




Сообщение: 195
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.12.07 16:31. Заголовок: Father :sm83: ..


Father


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 364
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 17.11.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.07 01:04. Заголовок: Все должно быть в ме..


Все должно быть в меру. А для каждого - мера своя.
И совсем не значит, что, имея университетский диплом, обязан изучать богословие. Другое дело – чтоб и не кичиться при этом своей малограмотностью. Мало ли какие жизненные обстоятельства у человека - надоело, устал, здоровье не позволяет, взял тайм-аут, хочется покоя и тишины одинокой молитвы… Главное, сохранить духовное равновесие: не возгордиться высокоумием и не «юродствовать» простотой.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1155
Настроение: Слава Богу за всё и за скорбь и за радость!
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.07 01:12. Заголовок: дщерь Всё правильно..


дщерь
Всё правильно



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 365
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 17.11.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.07 01:29. Заголовок: Ну, и Слава Богу! :..


Ну, и Слава Богу!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1156
Настроение: Слава Богу за всё и за скорбь и за радость!
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.07 01:31. Заголовок: дщерь Дискуссий я д..


дщерь
Дискуссий я думаю по этому вопросу точно не будет

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 367
Настроение: живая душа
Зарегистрирован: 17.11.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.07 01:46. Заголовок: Father , а чего тут ..


Father , а чего тут спорить-то?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1159
Настроение: Слава Богу за всё и за скорбь и за радость!
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.07 01:51. Заголовок: дщерь Вот и я про т..


дщерь
Вот и я про тоже

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Архивариус




Сообщение: 351
Настроение: хорошее преходящее в лучшее..
Зарегистрирован: 17.11.07
Откуда: Россия, СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.07 08:23. Заголовок: дщерь пишет: Главно..


дщерь пишет:

 цитата:
Главное, сохранить духовное равновесие: не возгордиться высокоумием и не «юродствовать» простотой.


Да.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 96
Настроение: Зима...пришла
Зарегистрирован: 18.11.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.08 00:28. Заголовок: Цитата "Сегодня..


Цитата "Сегодняшний мир ежедневно обращает к христианам тысячи вызовов. И человек, который не воспитан в традиции религиозной мысли, оказывается беззащитен. Он не сможет отличить подлинное от подделки и, даже имея подлинное, не сможет передать его своим детям. Так что сегодня где просто - там ересей со сто."

А это чьи слова?
Как то не воодушевляет...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



bigmir)net TOP 100 Православие и Мир Православие.Ru молитвы, молитвослов, акафисты, псалтирь